Особенности деятельности руководителя образовательной организации
Особенности деятельности руководителя образовательной организации
В данной статье рассматривается специфика деятельности руководителя общеобразовательного учреждения в современных образовательных условиях, даны понятия управление, профессиональные компетенции, уровни управления. Приведена характеристика стилей и принципов управления. Особое внимание уделено вопросу о профессиональной компетенции директора общеобразовательной организации. Автор приходит к выводу о том, что процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителя высокого уровня профессионализма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности деятельности руководителя образовательной организации»
Особенности деятельности руководителя образовательной организации
Артеменко Л. В.
директор
МОУ «Школа №146 г. Донецка»
г. Донецк, ДНР
2021
Аннотация
В данной статье рассматривается специфика деятельности руководителя общеобразовательного учреждения в современных образовательных условиях, даны понятия управление, профессиональные компетенции, уровни управления. Приведена характеристика стилей и принципов управления. Особое внимание уделено вопросу о профессиональной компетенции директора общеобразовательной организации. Автор приходит к выводу о том, что процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителя высокого уровня профессионализма. Выбранная тема актуальна, так как рассматривает основы и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения эффективности управленческого процесса образовательного учреждения путем совершенствования профессионализма руководителей школ.
Ключевые слова: руководитель, управление, управленческие функции, принципы управления, профессиональные компетенции, стили управления.
Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Управление - деятельность, напрвленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. [1]
Многие ученые определяют понятие "управление" через понятие "деятельность", "воздействие", "взаимодействие".
Как отмечает Пидкасистый П.И., управление - процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. [2]
Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Шипунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М. [3]
"Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации". [4] А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой "целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата".
Другими словами управление школой - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии. Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности, последовательно взаимосвязанные друг с другом этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл. Завершение одного цикла является началом нового. Таким образом, обеспечивается движение к более высоким качественным состояниям управляемой системы.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование.
Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов. В теории и практике внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый. [5]
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Сластенин В.А. отмечает, что "цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы» . [4]
Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комплексному планированию. "Спланировать будущую деятельность, - как пишет Лазарев В.С., - значит определить цели, состав и структуру действий, необходимых для их достижения". [6]
В практике работы образовательных учреждений разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. К ним предъявляются следующие требования: целенаправленностть, перспективность, комплексность, объективность.
Контроль - один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы. Из-за различных ограничений, всегда существующих во внешней среде или в самой системе, поставленные цели достигаются редко.
Особенность контроля в образовательном учреждении состоит в его оценочной функции - направленности на личность учителя
Деятельность руководителя, направленная на реализацию управленческих функций базируется на принципах управления. Современная управленческая деятельность основывается на принципах гуманизации, демократизации, диверсификации. Принцип гуманизации заключается в том, тобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.
Демократизация школьной жизни начинается с внедрения в практику выборности руководителей школы, введения механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации, когда каждый участник образовательного процесса не только знает о делах и проблемах школы, но и принимает участие в их обсуждении и высказывает свою точку зрения по вопросам школьной жизни. Демократизация управления школой реализуется через регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, через гласность принимаемых решений.
Принцип диверсификации — создание более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде учреждения.
Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале XX века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя. Исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный, демократический, нейтральный (либеральный)." [7 ]
Характеристика стилей управления показана в таблице:
Таблица 1.
Критерии руководства
Авторитарный
Демократический
Либеральный (нейтральный)
Характер принятия решений
Единоличный
Дискурсивный
Отстраненный
Тип управления
Командно- директивный
Коллегиальное обсуждение
Нейтральное ожидание
Отношение к инициативе
Полное подавление
Поощрение
Передача в руки подчиненных
Стиль общения
Формально-жесткий
Дружелюбно открытый
Либерально-фамильярный
Отношение к дисциплине в коллективе
Подавление инициативы
Дифференцированный подход
Попустительство
Как правило, чистых стилей управления» практически не встречаются. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. Опытный руководитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и др. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации. На мой взгляд, самым распространенным является авторитарно-демократический стиль. Этот стиль позволяет руководителю реализовывать принципы коллегиальности и единоначалия. То есть с одной стороны - активное участие сотрудников в принятии решений, а с другой стороны , именно директор школы принимает единоличные решения.
Эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются деловые и личностные качества руководителя. К ним относятся: способность к организаторской деятельности; личная организованность, способность организовать себя, свое время, труд; работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность творческая и исполнительская; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность в трудовой и общественной деятельности; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; требовательность к себе, самокритика; требовательность к другим; практичность — способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия.
Директор – главный психолог в школе, в его компетенции – и подбор кадров, и сохранение атмосферы в коллективе. Умение общаться с людьми, находить необходимые компромиссы – одна из важных черт современного директора школы, ключ к успеху. Руководитель общеобразовательного учреждения должен эффективно пользоваться методами убеждения (аргументированность, доказательность), использовать методы суггестивного воздействия на коллектив, систематически анализировать стиль общения с учителями, родителями, обучающимися. В случае возникновения напряженности в отношениях, проявлять эмоциональную устойчивость, толерантность; постоянно контролировать себя в общении; регулировать межличностные отношения; корректировать стиль деятельности и общения с учетом ситуации и эмоционально-психического состояния собеседника; при необходимости проявлять волевые качества, уметь говорить «нет», отстаивая интересы дела, производства и коллектива.
Таким образом, развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения. Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики.
Личные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, лидерскими качествами, умением жить в в времена информационных технологий, стремлением к личностному росту и профессиональному развитию.
Современный директор – это ключевая фигура в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. На мой взгляд, руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. Поэтому одна из важных задач эффективности работы директора – подобрать достойную «команду» единомышленников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Губанихина, Е. В. Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией / Е. В. Губанихина, С. М. Чижова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34408
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. М.,: Высшая школа, 1999.
Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2000.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.
Лазарев В.С.У правление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. М: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
Культура и образование.- 2014. - №11(15) - с.26 Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. - М.: Смысл. - 2001. - 241 с. Сластенин В. А.