kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре данной  статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения. 

Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе? Ответы на эти вопросы  можно найти в данной статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА»

«Компетентное управление – компетентный выпускник»

Матющенко Светлана Михайловна

«Отличник образования»


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА


Аннотация

В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения.

Ключевые слова: ключевые компетентности, базовые компетентности, специальные компетентности, задачи руководителя.


Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе?

В первом случае подготовка управленческого резерва ориентирована на адаптацию специалиста в образовательной среде, формирование педагогических компетенций; формирование группы экономических, нормативных и правовых управленческих компетенций применительно к сфере образования вообще и к общему - в частности.

Вторая группа будущих руководителей формируется из заместителей директоров и педагогов. Изменения масштаба задач и уровня ответственности у претендентов диктует необходимость формирования компетенций из сферы менеджмента и профессиональных компетенций экономического, нормативно-правового плана. Для всех будущих руководителей важно формировать навыки активной деятельности в информационной среде (информационные компетенции) и лидерские компетенции (стратегическое мышление, управление персоналом, управление изменениями, коммуникативные навыки).

Для комплексной деятельности директору школы необходимо формировать и развивать целый комплекс управленческих компетенций.

Формирование и развитие компетенций представляется как формирование знаний, умений и навыков в процессе формального и неформального обучения, развитие склонностей и формирование ценностей в процессе профессиональной подготовки и приобретение опыта в процессе профессиональной деятельности, стажировок, информального образования.

Модель компетентного работника акцентирует внимание на той части спектра индивидуально-психологических качеств, в которую входят самостоятельность, дисциплинированность и коммуникативность. Ключевым моментом является также потребность в саморазвитии, умении ставить цели и добиваться их достижения. При этом важнейшим компонентом квалификации работника становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда и динамичности их изменении. Необходимо непрерывное образование, постоянное повышение профессиональной компетентности.

Сущностные признаки компетентности, обусловленные постоянными изменениями, определяют требования к «успешному взрослому».

Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование, на неформальное и информальное образование.

Важной особенностью профессиональной компетентности личности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Именно поэтому ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе и на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе, нравственных ценностей. В значительной мере ключевые компетентности включают индивидуально-психологические качества личности.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной деятельности в сфере образования (педагогической или управленческой) базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требования к системе образования на определенном этапе развития общества. Здесь необходимо вспомнить, что руководители образовательных учреждений, приходящие в сферу образования из бизнес-структур и из других отраслей экономики, должны пройти специальную подготовку для присвоения базовых педагогических компетенций.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной профессиональной деятельности. Включая сформированные дополнительные компетенции, необходимые для выполнения определенных спецификах направлений деятельности. В случае деятельности директора школы - это менеджерские компетентности.

Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль деятельности (в данном случае управленческой), создает целостный образ руководителя и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, интегральной личностной характеристики лидера школы.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач разного уровня сложности и в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Ведущие задачи руководителя школы можно сформулировать следующим образом:

  • Инновационные организационные формы построения образовательных учреждений, переход к автономии.

  • Новые экономические аспекты деятельности образовательного учреждения: новая отраслевая система оплаты труда сотрудников.

  • Применение законов и закономерностей менеджмента в управленческой деятельности образовательного учреждения.

  • Формирование информационной среды образовательного учреждения.

  • Введение аспектов государственно-общественного управления образовательным учреждением.

  • Установление взаимодействия с другими субъектами образования, партнерами школы (социальное партнерство).

  • Построение образовательного процесса с ориентацией на достижение целей конкретной ступени образования и с учетом новых образовательных стандартов.

  • Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации.

Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность.

Личностные качества руководителя, недостаточная сформированность которых не позволяет эффективно управлять организацией, коллективом, достигать поставленных целей, способности к управленческой деятельности, влияют на «ключевую» и «специальную» компетентности. Ключевые компетентности:

  • Способность управлять собой

  • Разумные личностные ценности

  • Четкие личные цели

  • Потребность в личном росте

В основном вышеперечисленные факторы заключаются в логике сформированности «культурно-ценностной» компетенции и «самосовершенствования».

Специальные компетентности (менеджмент):

  • Навык решать проблемы

  • Способность влиять на окружающих

  • Знания современных управленческих подходов

  • Креативность и способность к инновациям

  • Способность руководить

  • Умение обучать и развивать подчиненных

  • Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

Эти факторы влияют на собственно управленческую («специальную»)

компетентность. Отсутствие каких-либо навыков или способностей создает ограничения для полноценной управленческой деятельности.

От компетентности руководителя, от компетентности каждого учителя образовательного учреждения зависит компетентность ученика.

Считаю, что компетентный учитель, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств, способен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Современный руководитель школы, учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «Чему учить школьников?». Он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Бывает непросто посмотреть на какую-либо проблему или явление глазами ученика, но это необходимое качество для достижения успешного обучения и воспитания. 

Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отрадно осознавать, что огромное количество учащихся, окончив нашу школу, нашли своё место в жизни, а, в конечном счёте, и самих себя. И заслуга в этом всех учителей работавших и работающих в нашей учебной организации. 

Верно и то, что компетентный учитель – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Определенно, учителя нашей школы обладают данными качествами, позволяющими обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Об этом говорят и медалисты, и успешное участие в олимпиадах, и спортивные достижения. С целью создания благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся 5-11-х классов, поддержки и стимулирования развития талантливой и одаренной молодежи проводится конкурс «Ученик года» по номинациям: «Интеллектуал года», «Лидер года» «Творческая личность года» (номинации Лучший (лучшая) мастер, кулинар, домашний мастер модельер; лучший певец, танцор, поэт, чтец, художник, актер, читатель, фотограф, стилист), «Спортсмен года», «Патриот школы».

Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях – ученик; учитель; класс; школа. Такая система у нас есть, например, школьные методические объединения, взаимопосещение уроков и многое другое. Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление.

Компетентность учителя – это синтез профессионализма, творчества и искусства. И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель – компетентный ученик" и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.

Благодаря реализации школьной модели выпускника, выпускник нашей школы – это человек, который:

    • Усвоил учебную программу по предметам школьного учебного плана.

    • Способен к успешному обучению в учреждениях высшего профессионального образования. Готов к сознательному выбору профессии, жизни и работы в коллективе.

    • Овладел основами компьютерной грамотности, мультимедийными средствами для учебы, работы.

    • Умеет быстро адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических отношениях.

    • Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; мыслит широко, небезразличен к будущему. Чувствует себя гражданином планеты.

    • Умеет обдуманно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

    • Обладает культурой жизненного самоопределения и самореализации.

    • Уважает своё и чужое достоинство.

    • Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.

    • Физически, морально, духовно здоровая личность. Ведет здоровый образ жизни.

    • Умеет радоваться, ценить жизнь, получает удовольствие от учебы, работы, отдыха. Правильно организует свою жизнь.

    • Открыт для новых идей, знаний, смело общается с миром.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что описанная стратегия позволяет руководителю развивать необходимые компетенции постепенно, формируя свою компетентность во все более сложных практических контекстах.


Литература

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

2. Щербакова В.В. к вопросу о профессиональной компетенции // Сибирский педагогический журнал. № 2 /2008 – Новосибирск: Издательство НГПУ «Немо Пресс», 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Матющенко Светлана Михайловна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства