УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения.
Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА»
«Компетентное управление – компетентный выпускник»
Матющенко Светлана Михайловна
«Отличник образования»
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Аннотация
В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения.
Ключевые слова: ключевые компетентности, базовые компетентности, специальные компетентности, задачи руководителя.
Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе?
В первом случае подготовка управленческого резерва ориентирована на адаптацию специалиста в образовательной среде, формирование педагогических компетенций; формирование группы экономических, нормативных и правовых управленческих компетенций применительно к сфере образования вообще и к общему - в частности.
Вторая группа будущих руководителей формируется из заместителей директоров и педагогов. Изменения масштаба задач и уровня ответственности у претендентов диктует необходимость формирования компетенций из сферы менеджмента и профессиональных компетенций экономического, нормативно-правового плана. Для всех будущих руководителей важно формировать навыки активной деятельности в информационной среде (информационные компетенции) и лидерские компетенции (стратегическое мышление, управление персоналом, управление изменениями, коммуникативные навыки).
Для комплексной деятельности директору школы необходимо формировать и развивать целый комплекс управленческих компетенций.
Формирование и развитие компетенций представляется как формирование знаний, умений и навыков в процессе формального и неформального обучения, развитие склонностей и формирование ценностей в процессе профессиональной подготовки и приобретение опыта в процессе профессиональной деятельности, стажировок, информального образования.
Модель компетентного работника акцентирует внимание на той части спектра индивидуально-психологических качеств, в которую входят самостоятельность, дисциплинированность и коммуникативность. Ключевым моментом является также потребность в саморазвитии, умении ставить цели и добиваться их достижения. При этом важнейшим компонентом квалификации работника становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда и динамичности их изменении. Необходимо непрерывное образование, постоянное повышение профессиональной компетентности.
Сущностные признаки компетентности, обусловленные постоянными изменениями, определяют требования к «успешному взрослому».
Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.
Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование, на неформальное и информальное образование.
Важной особенностью профессиональной компетентности личности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.
Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Именно поэтому ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе и на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе, нравственных ценностей. В значительной мере ключевые компетентности включают индивидуально-психологические качества личности.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной деятельности в сфере образования (педагогической или управленческой) базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требования к системе образования на определенном этапе развития общества. Здесь необходимо вспомнить, что руководители образовательных учреждений, приходящие в сферу образования из бизнес-структур и из других отраслей экономики, должны пройти специальную подготовку для присвоения базовых педагогических компетенций.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной профессиональной деятельности. Включая сформированные дополнительные компетенции, необходимые для выполнения определенных спецификах направлений деятельности. В случае деятельности директора школы - это менеджерские компетентности.
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль деятельности (в данном случае управленческой), создает целостный образ руководителя и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, интегральной личностной характеристики лидера школы.
Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач разного уровня сложности и в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.
Ведущие задачи руководителя школы можно сформулировать следующим образом:
Инновационные организационные формы построения образовательных учреждений, переход к автономии.
Новые экономические аспекты деятельности образовательного учреждения: новая отраслевая система оплаты труда сотрудников.
Применение законов и закономерностей менеджмента в управленческой деятельности образовательного учреждения.
Формирование информационной среды образовательного учреждения.
Введение аспектов государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Установление взаимодействия с другими субъектами образования, партнерами школы (социальное партнерство).
Построение образовательного процесса с ориентацией на достижение целей конкретной ступени образования и с учетом новых образовательных стандартов.
Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации.
Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность.
Личностные качества руководителя, недостаточная сформированность которых не позволяет эффективно управлять организацией, коллективом, достигать поставленных целей, способности к управленческой деятельности, влияют на «ключевую» и «специальную» компетентности. Ключевые компетентности:
Способность управлять собой
Разумные личностные ценности
Четкие личные цели
Потребность в личном росте
В основном вышеперечисленные факторы заключаются в логике сформированности «культурно-ценностной» компетенции и «самосовершенствования».
Специальные компетентности (менеджмент):
Навык решать проблемы
Способность влиять на окружающих
Знания современных управленческих подходов
Креативность и способность к инновациям
Способность руководить
Умение обучать и развивать подчиненных
Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
Эти факторы влияют на собственно управленческую («специальную»)
компетентность. Отсутствие каких-либо навыков или способностей создает ограничения для полноценной управленческой деятельности.
От компетентности руководителя, от компетентности каждого учителя образовательного учреждения зависит компетентность ученика.
Считаю, что компетентный учитель, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств, способен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Современный руководитель школы, учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «Чему учить школьников?». Он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Бывает непросто посмотреть на какую-либо проблему или явление глазами ученика, но это необходимое качество для достижения успешного обучения и воспитания.
Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отрадно осознавать, что огромное количество учащихся, окончив нашу школу, нашли своё место в жизни, а, в конечном счёте, и самих себя. И заслуга в этом всех учителей работавших и работающих в нашей учебной организации.
Верно и то, что компетентный учитель – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Определенно, учителя нашей школы обладают данными качествами, позволяющими обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Об этом говорят и медалисты, и успешное участие в олимпиадах, и спортивные достижения. С целью создания благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся 5-11-х классов, поддержки и стимулирования развития талантливой и одаренной молодежи проводится конкурс «Ученик года» по номинациям: «Интеллектуал года», «Лидер года» «Творческая личность года» (номинации Лучший (лучшая) мастер, кулинар, домашний мастер модельер; лучший певец, танцор, поэт, чтец, художник, актер, читатель, фотограф, стилист), «Спортсмен года», «Патриот школы».
Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях – ученик; учитель; класс; школа. Такая система у нас есть, например, школьные методические объединения, взаимопосещение уроков и многое другое. Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление.
Компетентность учителя – это синтез профессионализма, творчества и искусства. И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.
Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель – компетентный ученик" и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.
Благодаря реализации школьной модели выпускника, выпускник нашей школы – это человек, который:
Усвоил учебную программу по предметам школьного учебного плана.
Способен к успешному обучению в учреждениях высшего профессионального образования. Готов к сознательному выбору профессии, жизни и работы в коллективе.
Овладел основами компьютерной грамотности, мультимедийными средствами для учебы, работы.
Умеет быстро адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических отношениях.
Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; мыслит широко, небезразличен к будущему. Чувствует себя гражданином планеты.
Умеет обдуманно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.
Обладает культурой жизненного самоопределения и самореализации.
Уважает своё и чужое достоинство.
Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.
Физически, морально, духовно здоровая личность. Ведет здоровый образ жизни.
Умеет радоваться, ценить жизнь, получает удовольствие от учебы, работы, отдыха. Правильно организует свою жизнь.
Открыт для новых идей, знаний, смело общается с миром.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что описанная стратегия позволяет руководителю развивать необходимые компетенции постепенно, формируя свою компетентность во все более сложных практических контекстах.
Литература
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.