Просмотр содержимого документа
«Организация инновационной деятельности в школе.»
Инновационная деятельность в школе
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:
абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
цель и содержание образования;
технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
формы организации обучения и воспитания;
система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
По характеру происхождения:
внешние;
внутренние.
По признакам масштабности:
частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
Возникновение или зарождение идеи нового.
Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Разработка путей реализации цели и проектирование.
Реализация проекта.
Распространение новой практики.
Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
интуиция творческого руководителя, педагога;
опыт, рожденный в данной школе;
педагогический опыт, рожденный в других школах;
директивы и нормативные документы; .
мнение потребителя образовательных услуг;
потребности педагогического коллектива работать по-новому;
потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:
изменения в организации образовательного процесса;
изменения в технологиях обучения и воспитания;
изменения в управлении образовательными учреждениями.
В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.
Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.
КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №
Проблема:
Цель инновационной деятельности:
Сущность инновационной деятельности:
Прогнозируемый результат:
Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое .
Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
формулирование проблемы;
определение цели (целей);
разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности;
освоение и реализация проекта или программы;
распространение созданного инновационным путем опыта;
переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту.
Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др.
Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности
Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения
Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.
«» 20 г.
Составитель:
Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.
Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.
Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.
Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.
Такими критериями являются:
актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:
Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др.
Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.
Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.
Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.
При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.
Инновационная деятельность школы
Направления развития школы
Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.
Реализация Программы информатизации образовательного процесса.
Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.
Использование информационных технологий в системе управления школой.
Обеспечение качественного образования школьников.
Направления инновационной деятельности
Создание современной инновационной среды в школе.
Управление качеством современного образования.
Информатизация учебно-воспитательного процесса.
Наша школа имеет оборудованный компьютерный класс, медиатеку, 19 компьютеров, 2 ноутбука, интерактивную доску, 2 медиапроектора. В школе 2 единицы множительной техники, 2 сканера, 4 принтера, ламинатор. Информатика и ИКТ преподается с 2 класса. Свыше 70 процентов педагогов участвуют в методических мероприятиях по ИКТ, 75 процентов предметов преподаются с применением ИКТ.
Электронная методическая копилка школы включает разработанные учителями и учащимися многочисленные презентации по всем базовым (старшая школа) курсам, уроки с применение мультимедиаучебников, обучающие и контролирующие программы.
Инновационная деятельность школы
На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме. С 2009 года основой реализации инновационной деятельности являются ИКТ. В школе функционирует единое информационное образовательное пространство, основой которого является школьный сайт, придается большое значение вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Результатом внедрения ИКТ во все сферы жизни школы является повышение качества образовательного процесса. Выпускники успешно продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях и не теряют связи со школой.
Применение ИКТ осуществляют с различными целями:
В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.
Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,
Для проверки знаний учащихся.
При оформлении творческих работ.
На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;
В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;
В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;
В подготовке к предметным олимпиадам;
В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Презентации, фотофильмы и информационные буклеты используется для проведения классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
- обновление содержания образования; - внедрение новых педагогических технологий и методик; - инновации в организации образовательного процесса; - организация интеллектуально-творческой деятельности учителей; - организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся; - организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность; - реализация инновационных педагогических проектов и программ; - работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Проведенное микроисследование показало, что даже в достаточно зрелом школьном коллективе, имеющем опыт экспериментальной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие исследовательскую работу учителей. Данное микроисследование не только помогло их выявить и устранить, но и решило еще ряд дополнительных задач: во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе; во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысился уровень профессионального мастерства учителей. Как видим, система управления качеством образования, безусловно, должна включать в себя научно разработанный инструментарий для осуществления его контроля.
Использованная литература
1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., Центр «Педагогический поиск», 2000.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
3. Мосунова Л.А. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. - Киров, Изд-во ВГПУ, 2000.
4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1998.
Приложение 1
Анкета для изучения
готовности учителя к педагогическому эксперименту
1. Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической деятельности для Вас устойчиво привлекателен?
а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.
2. Сколько раз в прошедшем учебном году Вы пробовали применить какие-либо «новинки» в своей работе? _______________________________________
3. Отметьте, пожалуйста, те причины, которые, на Ваш взгляд, тормозят внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы:
а) слабое финансирование инновационного движения, нет материального стимула;
б) отсутствие информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании;
в) слабая связь науки и практики;
г) недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений; д) консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому;
е) боязнь неудач при использовании нового;
ж) отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
з) не вижу необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты.
4. Чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:
а) интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;
б) повышается интерес детей к учению и воспитанию;
в) возрастает авторитет учителей среди родителей и детей;
г) вдохновляет поддержка администрации, равноправные отношения с ней;
д) приобретается новый статус среди коллег;
е) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
ж) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
5. Определите свои сомнения, которые возникают при создании или применении нового:
а) новые идеи трудно практически реализовать;
б) неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;
в) сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;
г) не хватает воли и терпения довести новое до совершенства;
д) нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу;
е) неизбежны потери времени для работы по-новому, а это никто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;
ж) часто чувствую неуверенность в себе: а смогу ли я это новое применить?
6. Определите, пожалуйста, признаки своей готовности к созданию новшеств:
а) ориентируюсь в структуре и психологии личности;
б) знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию;
в) владею нестандартным мышлением;
г) обладаю психологическим видением жизни детей;
д) умею использовать психодиагностику;
е) знаю технологию и культуру эксперимента.
7. Определите, пожалуйста, факторы, которые, на Ваш взгляд, могут помочь Вам в реализации жизненных планов:
а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.
б) надежда на собственные силы и способности;
в) большая личная трудоспособность;
г) умение самореализоваться в деле;
д) полезные связи и знакомства.
8. Чему Вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей:
а) общекультурному и профессиональному саморазвитию;
б) качеству профессиональной подготовки в вузе;
в) удачной семейной жизни;
г) физическому и психическому здоровью;
д) доброжелательным отношениям к людям;
е) полезным знакомствам;
ж) профессиональному сотрудничеству;
з) изобретательности и творчеству своего Я.
9.Что Вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:
а) целеустремленность, умение сосредоточиться на главном;
б) организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;
в) реалистичность и конкретность задач по достижению цели;