В докладе раскрывается смысл инновационной деятельности в начальной школе, причины введения инноваций в образовательную деятельность. Даётся перечень инновационных образовательных организаций и средств внедрения новшеств в процесс инновационного развития организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Инновационная деятельность в начальной школе"»
Доклад на семинаре на тему
«Инновационная деятельность в начальной школе»
Автор:
Рошва Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ МО г.Нягань НОШ № 11
Одна из главных задач современной начальной школы – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. А значит, современная школа должна готовить обучающихся к «инновационному поведению».
Так что же такое инновация? Как трактует современный словарь иностранных языков «инновация» – это деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, которая вносит в среду внедрения новые элементы и переводит систему из одного состояния в другое.
Введению инноваций в образовательной организации могут служить такие причины, как:
Кризис образовательной системы школы.
Внутренняя потребность в новом сотрудников образовательной организации, а также и внешние вызовы, как социальные, так и политические, и экономические.
Широкое распространение цифровых технологий и информационного поля в свете развития глобальной сети и СМИ.
Ритм современной жизни, который требует от образовательной организации определенной успешности и конкурентоспособности.
Татьяна Ивановна Шамова и Галина Михайловна Тюлю, учёные в области педагогики, считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:
инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Чем же отличается традиционная школа от инновационной? Давайте рассмотрим сравнительную характеристику данных школ:
Критерии
Традиционная школа
Инновационная школа
Методы управления
Использование преимущественно административного ресурса
Открыто обсуждаются вопросы и проблемы связанные с образов. деятельностью
Отношение к новациям
Настороженное, критическое
Идёт постоянное внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности ОУ
Отношение к педагогическим кадрам
Формальное – как к подчиненным
Неформальное как к равноправным участникам образовательной деятельности
Ответственность педагогического персонала за проделанную работу
Педагоги пытаются снять её с себя или ограничить ответственность, или возложить её на администрацию ОУ
У педагогов высокая степень ответственности за собственные действия
Успешность педагога
Зависит в первую очередь от объёма знаний, имеющих у педагога
От мобильности педагога, от его умения неординарно подходить к решению и получению нужной информации в данный момент времени
Критерии
Традиционная школа
Инновационная школа
Содержание образования.
Направлено на усвоение определенных правил деятельности, на повторение школьниками уже существующего социального опыта
Развивает у учащихся способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях
Таким образом: школа, которая сознательно уходит от традиции, внедряя новые, не свойственные обычным школам педагогические приёмы, требования и находки называется инновационной.
К инновационным школам относятся:
авангардные, опорные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
экспериментальные, опытно-экспериментальные, пилотные школы, т.е. школы, которые апробируют новые учебники, пособия и проекты либо ведущие опытную или экспериментальную деятельность в одном или нескольких направлениях;
поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, т.е. данные школы стремятся к обновлению и ищут пути «обретения собственного лица».
Внедрять различные новшества в процесс инновационного развития образовательной организации помогают следующие средства:
Применение инновационных технологий, таких как проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникационная технология, проектные и исследовательские методы в обучении, интерактивные методы и другие.
Внедрение новых видов урока: урок презентация своих проектов, урок решения проектной задачи, мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, а также внедрение новых творческих заданий и методов оценки.
Применение в образовательной деятельности мультимедийных продуктов: электронных пособий, презентаций, видеофильмов, виртуальных экскурсий, специальных обучающих программ.
Использование новых источников информации: электронной библиотеки, интерактивных медиаресурсов, образовательных порталов и других интернет-ресурсов.
В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно, она, является основой для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, способствует личностному росту воспитанников и определяет направления профессионального роста педагога.