Об организации инновационной методической работы в лицее
Об организации инновационной методической работы в лицее
Методическая работа в лицее направлена на создание разнообразных видов продукции: программ, проектов, методических разработок, дидактических пособий. Педагоги лицея предоставляют возможность коллегам образовательных учреждений через материалы данного сборника поделиться своими методическими наработками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Об организации инновационной методической работы в лицее»
Об организации инновационной методической работы
в МБОУ«Лицей №6 имени М.А. Булатова»
Воронина Н.В. – директор
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А.Булатова»
Кобякова Н.Н.– заместитель директора по УВР,
председатель методического совета
Дьяченко Ю.А.– руководитель творческой лабораторией,
учитель русского языка,
кандидат филологических наук
В настоящее время в России продолжается процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание «педагогической технологии» как не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов
Методическая работа в лицее направлена на создание разнообразных видов продукции: программ, проектов, методических разработок, дидактических пособий. Педагоги лицея предоставляют возможность коллегам образовательных учреждений через материалы данного сборника поделиться своими методическими наработками.
. Современной школе требуются учителя с высоким творческим потенциалом. Средством повышения профессионального мастерства учителей лицея является методическая работа, главной целью которой является оказание реальной помощи учителям в развитии их мастерства в условиях реализации ФГОС II поколения. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе. С этой целью в МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» была создана творческая лаборатория которая существует уже на протяжении 5 лет. Она создавалась для дидактической помощи учителям по внедрению ФГОС II поколения в практику урочной и внеурочной деятельности.
Целью работы творческой лаборатории является разработка инновационной модели методической службы лицея в связи с введением ФГОС второго поколения, для достижения которой поставлены следующие задачи:
- разработка контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработка программы инновационной деятельности школы олимпиадного резерва, в т.ч. по проектно-исследовательской деятельности;
- разработка образовательных, рабочих программ и проектов, направленных на модернизацию образовательного процесса;
- модернизация программы инновационной воспитательной работы в личностно-ориентированных модельных классах;
- модернизация работы ДО МАН «Интеллект» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;
- разработка программы микролаборатории мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса в условиях последовательного перехода на ФГОС второго поколения;
- разработка системы внутренней оценки качества образования в лицее;
- разработка и апробация методических рекомендаций, научно-практических проектов, мастер-классов, педагогических практикумов в рамках реализации ФГОС II поколения.
За несколько лет существования коллективом творческой лаборатории и методическим советом были подготовлены дидактические материалы для учителей по темам: «Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Методические находки», «Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ», «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (примеры типовых заданий)», «Развитие личностных УУД обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ», а также собран сборник по теме «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в лицее» (Из опыта работы лицея), «Технологические карты уроков», «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках: типовые задания по предметам гуманитарного, естественно-математического циклов». Данными материалами делимся с учителями на городских и областных семинарах.
Формы работы творческой лаборатории и методического совета организационные и дидактические: семинары-практикумы, «мастер-классы», авторские встречи, научно-методические конференции, педагогические фестивали, конкурсы: «Самый классный классный», «Учитель года», проблемные и творческие группы, тренинги, круглые столы, аукционы методических находок по реализации ФГОС II поколения, предметные недели, методические форумы, презентации опыта работы учителей, разработка методических материалов, подготовка публикаций из опыта работы учителей в сборниках, на сайтах, защита учительских проектов, педагогические лектории, групповые и индивидуальные консультации, практикумы по конструированию уроков, внеурочных занятий, диагностика, педагогический мониторинг, анализ.
Совместно с методическим советом проведены семинары:
«Базовые технологии ФГОС II поколения» (совместно с МС)
«Предпрофильная подготовка в лицее в свете реализации ФГОС II поколения»
«Повышение инновационной культуры педагогов лицея»
«Использование активных форм обучения на уроке»
«Основные направления проектно-исследовательской работы обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС II поколения»
«ИКТ компетенции педагога»
«Здоровьесберегающие технологии в условиях компьютеризации рабочих мест обучающихся и педагогов лицея в условиях перехода ОУ на ФГОС II поколения»
Цели и задачи методической службы лицея и её подразделения – творческой лаборатории в новом учебном году в условиях последовательного введения ФГОС II поколения.
Развитие универсальных учебных действий на ступени основного общего образования (перспектива перехода на ФГОС ООО)
Основные направления и ценностные основы программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления лицеем в условиях перехода на ФГОС II поколения. Обсуждение Образовательной программы ООО.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Мониторинг оценки качества образования в соответствии с ФГОС.
Результаты учебных достижений обучающихся; анализ работы МАН «Интеллект» и реализации программ «Одарённые дети», «Школы олимпиадного резерва».
На базе творческой лаборатории и методического совета проведены мастер-классы, материалы которых были размещены на сайте с целью распространения опыта работы педагогов:
«Инновационный опыт: технологии подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам» (Кириллова Т.В., учитель русского языка и литературы высшей категории, Гончарова О.А., учитель математики высшей категории)
«Инновационные формы работы с родителями» (Сахарова С.П.; Капустина А.Н., кл. рук. 5 Г класса)
«Планирование реализации урочного проекта на основе современных педагогических технологий (Казачкова О.С., учитель английского языка II категории)
«Создаём проекты» (из опыта работы учителей начальных классов по проектно-исследовательской деятельности)
Методический совет и творческая лаборатория приняли активное участие в разработке следующих программ: образовательных, «Мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС», «Формирования универсальных учебных действий», «Проектно-исследовательская деятельность в условиях введения ФГОС»; разработали структуру рабочей программы педагога по предметам, сценарных планов урока в соответствии с ФГОС, «Карту полного самоанализа урока в соответствии с ФГОС»; Программу школы олимпиадного резерва; пополнила электронную базу инновационными материалами педагогической деятельности педагогов лицея в условиях последовательного перехода на ФГОС НОО и ООО; осуществляли методическое сопровождение инновационных разработок технологических карт уроков и внеклассных мероприятий в соответствии с ФГОС. Инновационная работа школы олимпиадного резерва как составная часть методической работы лицея играет большую роль в организации работы с одарёнными обучающимися. Разработана программа, положение, планирование работы школы олимпиадного резерва. В рамках реализации данной программы практикуются такие формы, как индивидуальная работа, групповая, основанная на дифференциации. Следует отметить, что последние несколько лет в олимпиадном движении и в работе с одарёнными обучающимися лицей стабильно занимает одно из первых мест в городе.
В ходе подготовки к последовательному переходу на ФГОС ООО творческая лаборатория совместно с методическим советом лицея разработала методические пакеты документов по следующим направлениям:
«Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования»
«Особенности оценки предметных результатов при формировании УУД»
«Особенности метапредметных результатов при формировании УУД».
В своей работе творческая лаборатория и методический совет использовали как традиционные формы работы, так и инновационные: открытый сайт, дистанционная конференция, тренинги, мастер-классы, деловые игры, педагогический бенефис, фестиваль педагогических идей, ассамблеи методических находок, деловые и ролевые игры, тематические дискуссии, консультационные предметные дни по реализации ФГОС II поколения, материалы которых распространялись через сайт (в том числе и на всероссийском уровне), маркетинговую лабораторию, на методических выставках в лицее и КИРО. В соответствии с планом работы реализовывались проекты:
«Интернет-площадка лицея»
«Электронный ящик для родителей»
«Моделирование системы повышения квалификации педагогических кадров в лицее в связи с последовательным введением ФГОС»
«Моя малая Родина»
«Берегите людей»
«От прекрасного к доброму»
«Наш дом - Россия»
«Друзья мои, прекрасен наш союз»
«Воспитание здорового мозга»
«Светочи России»
«Быть здоровым престижно»
«Моя родословная»
«Математический экспресс»
«Наши таланты – лицею»
«Креативная среда»
Творческая лаборатория и методический совет оказывают методическую помощь в организации работы стажировочных площадок в лицее по русскому языку и литературе, иностранному языку, начальной школы и в проведении семинаров для КГУ. Так, учителя начальных классов С.А.Дыбленко, О.Л. Каширцева, Н.В. Березникова, Т.Н. Машкина, И.Н. Шаталова в ноябре 2014 года приняли участие в семинарах-практикумах для Курского педагогического колледжа по теме «Современный урок и внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС» и для ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» по теме «Конструирование современного урока» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Образовательный процесс в условиях реализации ФГОС ООО: проблема формирования универсальный учебных действий» с участием член-корреспондента РАО г. Москвы М.И. Кузнецова и научного сотрудника М.В. Рожкова из центра Вентана Граф.
Ежегодно творческая лаборатория и методический совет анализируют реализацию образовательной программы, программы развития лицея, «Духовно-нравственное воспитание», «Здоровье». Постоянно проводятся методические консультации по темам: «Как составить технологические карты уроков в свете реализации ФГОС», «Требования к учебному проекту», «Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных УУД на уроках», «Метапредметный подход на уроках», «Системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время», «Технология модульного обучения», «Дифференцированное обучение: уровневая дифференциация, проблемы и находки» и др.
Проводимая работа согласно замыслу обеспечивает развитие компетентности обучающихся на всех уровнях обучения, что позволяет им успешно реализовать позицию субъекта в учебной деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах.
Для организации деятельности творческой лаборатории и методического совета были предусмотрены условия ее функционирования, обеспечивающие решение задач в достижении поставленной цели. Проводится следующая работа:
1. Анкетирование «Профессиональные затруднения педагогов в условиях реализации ФГОС II поколения», «Диагностика образовательных потребностей педагогов».
2. «Мониторинг потребностей и затруднений при работе с одарёнными обучающимися», мониторинговые исследования.
Мастер-класс в лицее рассматривается как средство передачи педагогам концептуальной и практической сторон системы работы. В работе мастер-классов ставятся следующие задачи:
2. Выявление, распространение и поощрение успешного педагогического опыта в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
3. Совершенствование научно-методического образовательного процесса лицея.
В проведении мастер-класса активно принимают участие учителя: Шаталова И.Н., Чупахина Т.А., Березникова Н.В., Дыбленко С.А., Бутенко М.Г., Гончарова М.А., Кузьмина Н.Н., Мазурова Н.М., Шкодкина О.Н., Гончарова О.А., Рябыкина Е.В. и др.
Опыт методической работы лицея распространяется через сайт лицея, маркетинговую лабораторию, интернет-портал, семинары, интернет-журналы всероссийского уровня проведения открытых дистанционных мастер-классов, открытых уроков, внеурочной деятельности и др.
Методическая работа творческой лаборатории и методического совета направлена на реализацию проекта модели методической службы, которая объединяет все субъекты лицея.
Инновационная модель научно-методической работы Лицея
Творческая лаборатория
1. ШИП (школа инновационных технологий в связи с последовательным введением ФГОС II поколения, в том числе реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения)
2. ШМС (школа молодого специалиста)
3. СМИ (секция мониторинговых исследований)
4. СПД (секция проектной (учебной и внеурочной) деятельности, МАН «»Интеллект, школа олимпиадного резерва)
Психологическая служба
Методический совет
Методические объединения:
1. Гуманитарного цикла
2. Физико-математического цикла
3. Начального образования
4. Художественно-эстетического цикла
5. Иностранных языков
6. Естественного цикла
7. Классных руководителей
Лаборатория маркетинговых образовательных услуг лицея (по распространению и внедрению инновационного опыта работы учителей)
Предстоит сделать ещё многое, но главное: коллектив успешно реализует ФГОС, осваивает инновационные технологии, проводит пропедевтику предпрофильного и профильного обучения, апробирует авторские программы, программу Малой академии наук «Интеллект» (реализация Национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»).
Благодаря комплексной работе творческой лаборатории и методического совета учителя лицея распространяют свой опыт на различных уровнях системы образования – федеральном, региональном и муниципальном. Педагоги лицея ежегодно участвуют в профессиональных конкурсах: «Лучший учитель Российской Федерации», городской и областной этапы конкурса «Учитель года».
В 2014 году МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» вошёл в топ 500 лучших школ России, что подтверждает высокую эффективность учебно-методической работы педагогического коллектива. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Впереди ждут новые педагогические находки и открытия.