kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационных технологий в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназанчен для различной категории педагогов и администрации. Компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости  контролировать каждый шаг учащихся, он больше внимания сможет уделять индивидуальной  и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в образовательном процессе »

Использование информационных технологий в образовательном процессе.

Если бы компьютер не был изобретен как универсальное

техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования.

Энтони Маллан

Азарёнок Виктор Владимирович,

директор учреждения образования

Информационные технологии…Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня без них мы не представляем своего существования. Мобильный телефон, Интернет, электронная почта позволяют оперативно решать возникающие вопросы.

А ведь ещё 15 лет назад персональные компьютеры только завоевывали рынок (по крайней мере, в нашей стране). Да и предмет «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе появился лишь в 1984 году. Тогда же заговорили и о широком внедрении ЭВМ в учебный процесс. Однако достичь больших успехов так и не удалось. Причину многие исследователи видят в том, что и тогда, и в последующем информатизация образования была направлена на обеспечение учебных заведений компьютерами, а позднее - на подключение их к Интернету. Иными словами, внедрение новых информационных технологий не связывалось с модернизацией содержания, методов и организационных форм обучения.

Началом нового этапа информатизации стала утвержденная в 2007 году Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы». Её цель – повысить качество обучения на основе создания современной информационной образовательной среды и широкого использования новейших технологий в образовательной практике.

Основным направлением работы школы по внедрению ИТ является их использование в процессе обучения и воспитания школьников.

Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов.

Еще недавно при организации проведения занятий, контроля уровня знаний, при подготовке к уроку учитель затрачивал массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволял сделать урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны для всех учащихся. Теперь же наличие программно-методических комплексов по различным предметам позволяет учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации в системе “учитель - ученик”. А без наличия таких программ, вообще нельзя говорить об эффективном использовании компьютерных технологий в процессе обучения.

Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний.

Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости контролировать каждый шаг учащихся, он больше внимания сможет уделять индивидуальной и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки. Однако в полной мере использовать возможности информационных технологий может только грамотный педагог, владеющий определёнными навыками и знаниями, а не подменяющий, допустим, классную доску презентацией, демонстрируя на экране текст правила, теоремы и т.д.

В нашей школе работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения ведется с 2006 года. Закладывалась материально-техническая база, изучались методические материала, возможности внедрения информационных технологий в учебный процесс. Сегодня мы можем сказать, что наша школа обладает достаточными материальными ресурсами: кабинет информатики и информационных технологий, наличие компьютеров в административных и учебных кабинетах, выделенный канал Интернет, в планах подключение к локальной сети кабинетов 2 и 3 этажа, необходимое программно-методическое обеспечение. Ну а если конкретнее, то в школе на сегодняшний день имеется: 19 компьютеров;3 сканера; 3 мультимедийных установки;3 многофункциональных устройства; 3 телевизора; 1 фотовидеокамера.

В учреждении работает творческая группа по информатизации. В неё входят учителя, инженер-программист. Члены творческой группы проводят обучение и консультирование педагогических работников по использованию ПК при подготовке школьных заданий, проводят мастер-классы (темы заседаний продуманы исходят из запросов учителей и способствуют повышению их компетентности), проведена работа по формированию школьной системы учета, регистрации и мониторинга электронных образовательных ресурсов, пополняется гимназическая медиатека материалами, подготовленными педагогами школы, по мере поступления внедряются лицензионные программные комплексы, выпущенные специально для образования, систематически обновляются материалы школьного официального сайта.

Формирование информационной культуры и компетентности педагогов нашего учреждения на основе использования информационных ресурсов и технологий осуществляется на трёх управленческих уровнях: стратегическом, тактическом, оперативном.

На стратегическом уровне:

- определено информационно-образовательное пространство учреждения

Включает в себя: ключевые показатели (администрация, педагоги, учащиеся, родители, представители вышестоящих и контролирующих организаций), материальную составляющую (компьютерная техника, видеотехника, аудиотехника) документальную составляющую (программа развития гимназии, программа комплексной информатизации района, программа информатизации гимназии) информационную составляющую (программное обеспечение, мультимедийные презентации уроков и воспитательных мероприятий, информационно–аналитический банк, образовательные интернет–ресурсы) .

- выделены основные направления использования информационных технологий:

В административной деятельности (делопроизводство, информационный обмен с заинтересованными лицами и организациями, информационный обмен с вышестоящими и контролирующими организациями).

В педагогической деятельности (изучение учебных предметов, проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Мониторинг (в управленческой деятельности, педагогической деятельности, медико-профилактическая работа, питание).

Социально-педагогическая и психологическая служба (диагностическая работа с кадрами, диагностическая и коррекционная работа с учащимися, изучение интересов учащихся, профориентации).

С 2008 учебного года учителя-предметники стали проводить уроки с использованием информационных технологий, а так же используя программно-методические комплексы, имеющиеся в количестве 45 единиц.

Эти комплексы позволяют давать учащимся разноуровневые задания с учетом уровня обученности и индивидуальных способностей каждого ребенка, приучают работать самостоятельно, творчески, развивают логическое и творческое мышление, повышают ответственность за свой труд.

Учителями учреждения (в период с 2008 года) проведено более 1000 уроков с использованием ЭСО. Действует четкая система контроля и учета загруженности компьютерных классов (регулярно составляется график загруженности кабинета).

В настоящее время широкое распространение получили уроки с применением презентаций, которые создаются с помощью программы Microsoft Power Point и используются для представления учебного материала в оригинальной форме, демонстрации сложных экспериментов, организации игровых ситуаций, для решения большого объема задач и экономии времени.

Уроки – презентации сопровождают лекцию учителя видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами и схемами. Это позволяет учителю создать на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью, эффективностью. .

Созданные и проведенные уроки в электронном виде пополнили школьную медиатеку,и могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут ознакомиться с темой урока самостоятельно, изучив урок-презентацию в компьютерном классе либо взять её у учителя.

В рамках подготовки к педсовету проведено анкетирование среди учащихся и педагогов учреждения. Анкетирование учащихся проводилось с целью изучения отношения их к использованию электронных средств обучения. В анкетировании приняли участие 124 ученика 6- 11 классов, что составляет 47% от общего числа учащихся этих классов. Результаты анкетирования позволяют констатировать следующее:

87% опрошенных ответили, что им нравятся уроки с использованием ЭСО,3% ответили не нравится,10% не знают.

70% учащихся считают, что эти уроки способствуют лучшему усвоению учебного материала, 15% нет, 15%-не знаю.

25% учащихся считают, что уроки с ЭСО формируют умения и навыки по систематизации информации, 62%- считают что они обеспечивают наглядное представление учебного материала, 23% - способствуют развитию внимания, памяти, реакции.17%- отвлекают и расслабляют.

46% используют компьютер при подготовке к урокам, 72% -Интернет-ресурсы. Чаще всего ЭСО используется на уроках математики, физики, астрономии, биологии, химии, географии, иностранного языка, истории, обществоведения, русской и белорусской литературы.

Анкетирование, проведенное среди педагогов позволяет сделать следующий анализ: (результаты прилагаются)

При использовании компьютерных средств обучения приоритетным всегда остается принцип «не навреди». Тем более, что уже никто не в силах запретить или ограничить применение компьютерной техники на производстве, в науке, в образовании, в быту, во время досуга.

К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во-первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером). Первое последствие достаточно легко устранимо при безоговорочном соблюдении ограничений (например, по времени использования компьютера), устанавливаемых гигиенистами, психологами и педагогами. Имеются соответствующие педагогические и гигиенические требования к оформлению учебного кабинета, к планировке и размещению в нем рабочих мест; к организации различных видов учебной деятельности. Грамотное соблюдение подобных рекомендаций сможет гарантировать реализацию педагогических целей использования средств современных информационных технологий.

Другая возможная опасность кроется в бессистемном, педагогически необоснованном использовании средств современных информационных технологий. Это, к сожалению, более распространенное и даже массовое явление, нежели нарушение гигиенических требований. Например, применение программных средств в учебных целях, ориентированных на игровую деятельность, зачастую сводит всю работу ученика к бездумному выполнению примитивного набора команд, к автоматическому нажатию клавиш. Такая деятельность не только не способствует освоению учебного материала, но развивает азарт, приводит к так называемой компьютеромании.

Обучение построенное на деятельности ученика и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий.

Главная цель нашей с вами работы- повышение качества образования школьников. И опираясь на многолетний опыт работы, мы можем отметить бесспорный для нас факт, что внедрение информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование информационных технологий в образовательном процессе

Автор: Азаренок Виктор Владимирович

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Актуальность использования информационных технологий  в системе  технического и  профессионального образования. "
    ["seo_title"] => string(122) "aktual-nost-ispol-zovaniia-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-sistiemie-tiekhnichieskogho-i-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "196167"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428000814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "статья Использование информационных технологий в средней школе "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "238255"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444513902"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование информационных технологий в работе администрации школы"
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-administratsii-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "129134"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415638966"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства