kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Использование информационных технологий в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дело не в том что они не видят решения,

а в том, что они не видят задачи.

                                                                                     Г.К. Честертон

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриального общества.

Представление о важнейшей функции языка – получении и передачи с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Интернет – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

Есть мнение, что именно использование информационных и коммуникативных технологий будет способствовать преодолению противоречий между растущим потоком информации и ограниченным временем обучения, традиционными формами обучения и возможностью перехода к современным технологиям.

Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остаётся актуальным довольно длительное время. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, объединённых как в локальные сети, так  и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Роль информационных технологий велика. В современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и всестороненнего развития личности обучаемого в ходе учебно – воспитательного процесса.

Применение информационных и коммуникационных технологий в старшей школе, как считают М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева и др.), традиционно сводится к двум основным направлениям.

 Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путём включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Нужно отметить, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Её противники справедливо отмечают, что старшеклассники – будущие студенты – будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими учениками на семинарских занятиях и в неофициальной обстановке.

Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, то есть содержания и способов в рамках традиционных формы. Но здесь возникает проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создаёт дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным ученикам, не влияя на уровень подготовки основной части учащихся.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют определённый денежный эквивалент книги в библиотеке, лабораторное оборудование, квалифированные преподаватели.

Следовательно, одновременное улучшение качества и расширение доступности образования очень сложный процесс. Выделяются (определяются) основные признаки совершенствования доступности и качества образования.

  • Новые формы представления информации.
  •  Новые формы учебных занятий.
  •  Новые библиотеки.
  •  Новые структуры образования.

Однако, сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовании стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях.

На мой взгляд, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обучение было наглядным, доступным, увлекательным, имело практическую направленность. Кроме этого, необходимо создать оптимальные условия для творческого развития учащихся, стимулировать их к самостоятельной работе, к сотрудничеству, обмену опытом с товарищами.

Необходимо создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. И здесь школа как и коллектив профессионалов может определить «изюминку» каждого ребёнка, помочь ему найти ответ на вопрос «каков я», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.

И всё это позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету, научить вести самостоятельный поиск, правильный отбор материала, выработать умение работать с дополнительной литературой, программным обеспечением и использовать их в нетрадиционный формах уроков. Ученик может применять свои знания, чаще попадая в ситуацию успеха, учиться учиться.

Литература.

1. Булин-Соколова Е.И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений.- М.: ИНТ ЦИТУО, 2003.

2.Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.

3.Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.

4.Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс».

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.

6.Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.

7.Журнал «География в школе», №4,5,6/2004.

8.http://www.flags.ru

9.http://geraldika.ru/regions.php

10.http://www.ruschudo.ru

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья Использование информационных технологий в средней школе »

Использование информационных технологий в средней школе.



Полчанинова Татьяна Васильевна,

учитель географии высшей категории

МБОУ СОШ №29 с углубленным

изучением отдельных предметов г. Ставрополя






Дело не в том что они не видят решения,

а в том, что они не видят задачи.

Г.К. Честертон


В конце XX века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриального общества.

Представление о важнейшей функции языка – получении и передачи с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Интернет – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

Есть мнение, что именно использование информационных и коммуникативных технологий будет способствовать преодолению противоречий между растущим потоком информации и ограниченным временем обучения, традиционными формами обучения и возможностью перехода к современным технологиям.

Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остаётся актуальным довольно длительное время. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, объединённых как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Роль информационных технологий велика. В современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и всестороненнего развития личности обучаемого в ходе учебно – воспитательного процесса.

Применение информационных и коммуникационных технологий в старшей школе, как считают М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева и др.), традиционно сводится к двум основным направлениям.

Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путём включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Нужно отметить, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Её противники справедливо отмечают, что старшеклассники – будущие студенты – будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими учениками на семинарских занятиях и в неофициальной обстановке.

Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, то есть содержания и способов в рамках традиционных формы. Но здесь возникает проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создаёт дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным ученикам, не влияя на уровень подготовки основной части учащихся.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют определённый денежный эквивалент книги в библиотеке, лабораторное оборудование, квалифированные преподаватели.

Следовательно, одновременное улучшение качества и расширение доступности образования очень сложный процесс. Выделяются (определяются) основные признаки совершенствования доступности и качества образования.

  • Новые формы представления информации.

  • Новые формы учебных занятий.

  • Новые библиотеки.

  • Новые структуры образования.

Однако, сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовании стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях.

На мой взгляд, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обучение было наглядным, доступным, увлекательным, имело практическую направленность. Кроме этого, необходимо создать оптимальные условия для творческого развития учащихся, стимулировать их к самостоятельной работе, к сотрудничеству, обмену опытом с товарищами.

Необходимо создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. И здесь школа как и коллектив профессионалов может определить «изюминку» каждого ребёнка, помочь ему найти ответ на вопрос «каков я», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.

И всё это позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету, научить вести самостоятельный поиск, правильный отбор материала, выработать умение работать с дополнительной литературой, программным обеспечением и использовать их в нетрадиционный формах уроков. Ученик может применять свои знания, чаще попадая в ситуацию успеха, учиться учиться.

Литература.

1. Булин-Соколова Е.И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений.- М.: ИНТ ЦИТУО, 2003.

2.Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.

3.Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.

4.Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс».

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.

6.Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.

7.Журнал «География в школе», №4,5,6/2004.

8.http://www.flags.ru

9.http://geraldika.ru/regions.php

10.http://www.ruschudo.ru








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
статья Использование информационных технологий в средней школе

Автор: Полчанинова Татьяна Васильевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Информационные технологии в образовательном процессе статья"
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionnyie_tiekhnologhii_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_stat_ia"
    ["file_id"] => string(6) "395548"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488031511"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Цифровые технологии на уроке английского языка в средней школе"
    ["seo_title"] => string(66) "tsifrovye_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka_v_srednei_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "614080"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1664457306"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья " Применение информационных технологий на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "188265"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426651772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства