Формирование позитивного имиджа учебного учреждения
Формирование позитивного имиджа учебного учреждения
В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, выбор родителями учебного заведения основывается на привлекательной для родителей атмосферы в нем. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором учеников в школы и можно выделить как объективные, так и субъективные. Рассмотрев поэтапно предлагаемую стратегию формирования позитивного имиджа учебного учреждения возможно успешно достичь желаемого результата.
Даная работа построена на следующих пунктах:
Глава 1. Понятие имидж образовательных услуг
Глава 2. Система работы над формированием позитивного имиджа Стахановской гимназии №26
2.1. Внедрение проекта «Формирование позитивного имиджа учебного учреждения»
2.2. Имидж руководителя образовательного учреждения
2.3. Имидж учителей образовательного учреждения
2.4. Имидж учеников образовательного учреждения
2.5. Внешний имидж образовательного учреждения
2.6. Выводы
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего позитивного имиджа
Заключение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование позитивного имиджа учебного учреждения»
Доклад
Тема: Формирование имиджа учебного учреждения
Директор ГБОУ ЛНР СМГ №15
Черных В.П.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие имидж образовательных услуг
Глава 2. Система работы над формированием позитивного имиджа Стахановской гимназии №26
2.1. Внедрение проекта «Формирование позитивного имиджа учебного заведения»
2.2. Имидж руководителя образовательного учреждения
2.3. Имидж учителей образовательного учреждения
2.4. Имидж учеников образовательного учреждения
2.5. Внешний имидж образовательного учреждения
2.6. Выводы
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего позитивного имиджа
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы: В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, выбор родителями учебного заведения основывается на привлекательной для родителей атмосферы в нем. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором учеников в школы и можно выделить как объективные, так и субъективные.
Одна из первых причин - это резкое снижение рождаемости, что привело к демографическому кризису и, естественно, к падению количества учащихся. Это объективный фактор, который неизбежно обостряет конкуренцию среди учебных заведений.
Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.
Так же, огромную роль в выборе учебного заведения играет электронные средства массовой информации, которые в современном обществе выполняют исключительно функции идеологической машины. Все это, безусловно, влияет на выбор родителей. Таким образом, актуальность выбранной темы является очевидной.
Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Имидж образовательных учреждений мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Объект исследования: имидж образовательного учреждения.
Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Стахановской гимназии №26.
Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа Стахановской гимназии №26 и выработке практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретического понятия имиджа образовательного учреждения;
- изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения;
- рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения;
- анализ существующего имиджа предмета исследования;
- разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа музыкальной школы.
Предметом исследования является внешний и внутренний имидж образовательного учреждения.
Объектом исследования является Стахановская гимназия №26.
Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.
Степень изученности проблемы: Устойчивый позитивный имидж образовательных учреждений в области культуры можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Изучением формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры занимались такие авторы как Даниленко Л.В. Пискунов М.С. Самохин М.Ю. и др., однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни российских авторов.
Научная новизна исследования: результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления имиджа образовательного учреждения в области культуры.
Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно администраторам общеобразовательных учебных заведений, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа как в глазах профессионального окружения, так и в мнении своих учеников.
Методической и теоретической основой данного исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории имиджа.
Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.
В данной работе речь пойдет об имидже и репутации среднего учебного заведения, которое оно имеет в глазах различных групп заинтересованных лиц. Хорошая корпоративная репутация школы увеличивает ценность всего, что делает образовательная организация и что пытается сказать. Плохая репутация школы девальвирует стоимость всех его товаров и услуг и действует как магнит, который притягивает все негативное: слухи, сплетни, отрицательные мнения, отказ от приобретения образовательного товара или образовательной услуги.
Улучшение корпоративной репутации школы является задачей, которая должна быть возложена на его высшее руководство, особенно ту ее часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных товаров и услуг школы, а также могут выступать в роли спонсоров и меценатов школы. Дело в том, что важнейшие факторы, влияющий на хороший имидж и репутацию образовательного учреждения, заключены внутри самой школы, а именно его стратегия, официальной политике и в том, какое представление имеет эта организация о своем месте в окружающем мире.
Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения
В условиях современного общества жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учебные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.
Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.
Следует отметить, что положительный имидж формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Определение качественного в образовательной системе является проблемой, требующей привлечения системы экспертных оценок данных. Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения в области культуры и особенностей его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».
Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно» - т.е., имидж – это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие» - т.е., он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо» - т.е., необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.
Под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.
Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума - такое определение дается в статье М.С.Пискунова, подробно характеризующего структуру и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения[[2]].
Автор-составитель книги «Имиджелогия» В.М. Шепель[[3]] к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относит, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.
Как утверждается в статье И.Р. Лазаренко[[4]], проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.
В маркетинговой литературе для характеристики имиджа используются разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся из них - желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.
Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Из сказанного логично следует два вывода. Первый вывод, если мнения сторон совпадают - эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями желаемый результат не достигается. Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.
С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
Будет ли кто-нибудь спорить с тем, что качество имиджа – это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые школа может (не)получить в перспективе? Видимо, нет.
Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения.
К числу постоянных имиджа относятся:
- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;
- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;
-эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;
- качество образовательных услуг;
- наличие и функционирование детских общественных организаций;
- связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
- уклад образовательного учреждения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;
- забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);
- наличие яркой внешней символики.
К числу переменных имиджа можно отнести:
- содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
- виды образовательных услуг;
- материальную базу образовательного учреждения.
Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать, прежде всего, неизменным и постоянным компонентам. На наш взгляд, с позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие условно можно сгруппировать в следующие блоки:
- комфортность среды образовательного учреждения (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);
- качество образовательных услуг (вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);
- позитивно воспринимаемый стиль образовательного учреждения (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);
- позитивный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
- яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.).
Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.
Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Так, в литературе выделяются следующие основные этапы формирования имиджа:
-анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;
-анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
-мотивация участников проекта;
-ролевое распределение;
-выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
-определение принципов формирования имиджа;
-разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;
-анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.
Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.
Технология формирования имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка).
Формирование имиджа образовательного учреждения предлагает сравнительную характеристику западного и российского вариантов и другие.
Стоит отметить также то, что практически все исследователи, пишущие о создании имиджа образовательного учреждения, главными структурными компонентами его считают имидж руководителя и имидж педагогического коллектива.
Каков же механизм формирования имиджа и каковы способы его построения. Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства.
Таким образом, конечным результатом, т.е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что цели достигнуты.
Механизм достижения здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Образовательное учреждение, обладающее большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособным и повышает свою привлекательность. Его имидж становится все более позитивным.
Но поскольку проблема формирования имиджа образовательного учреждения – явление достаточно новое, то логичнее будет рассмотреть особенности процесса формирования имиджа в соответствии с этапами работы над его созданием.
Анализ нескольких технологий формирования имиджа, разработанных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм создания имиджа образовательного учреждения может включать:
- выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;
- выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
- конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;
- непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;
- контроль промежуточных результатов, корректировку;
Мы предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа образовательного учреждения (внутреннего и внешнего).
- Начало целенаправленной работы по формированию имиджа образовательного учреждения.
Внутренний имидж на данном этапе только формируется (или корректируется). Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри (в аспекте создания имиджа, естественно):
- выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии образовательного учреждения, срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;
- анализ сложившейся культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, с утвердившимися ритуалами, церемониями;
- выявление ожиданий основных учащихся и их родителей;
- разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия).
Внешний имидж, в это же время, требует следующих действий:
- разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации общности, корпоративности, единения, для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг образа;
- рекламная продукция, делает упор на уникальность предлагаемых услуг, подчеркивает их качественность.
На первом этапе создания имиджа образовательного учреждения важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно (и дорого) исправить. Особое внимание необходимо уделить мелочам (это, в первую очередь, символы: рекламы и плакаты на стендах, объявления о кружках, секциях, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, приказы и выговоры, праздничные стенгазеты, наличие или отсутствие в них юмора и пр.). Ведь, по образному выражению имиджмейкера Бобби Джи, кусаются комары, а не слоны[[8]].
Активное формирование имиджа образовательного учреждения.
Внутренний имидж образовательного учреждения в это время включает в себя следующее:
- работа над внедрением и укреплением традиций среди сотрудников для создания корпоративного духа. Творческая модернизация и развитие фирменных знаков, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников (день основания и т. д.) - все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к каждому гостю вполне может быть одной из приветствуемых традиций;
- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательного учреждения[9];
- создание общего стиля помещений образовательного учреждения - в соответствии с - традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.
Это – не настолько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной цветовой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле). При этом наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей. Профессор Шепель В.М. подчеркивал: «Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит трудно поправимый ущерб фирменной репутации»[[10]].
Внешний имидж образовательного учреждения в это же время направлен на следующее:
- изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательного учреждения: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;
- использование возможностей радио, телевидения для пропаганды достижений образовательного учреждения;
- активное использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности;
- начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;
- организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;
- создание собственного сайта в Интернет как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернет;
- активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении страны через конкретную деятельность, через создание условий для творческого развития;
- подчеркивание в рекламе стабильности деятельности школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;
- организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проводимых мероприятий (для этого – создание временных творческих групп педагогов и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.
По сути, на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления образовательного учреждения.
Поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа образовательного учреждения.
Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего имидж образовательного учреждения на этом этапе предполагает:
- стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышениях квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;
- создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций - это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы - первые);
- постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Управление внешним имиджем образовательного учреждения на этом этапе нацелено на следующее:
- начало рекламной кампании инновационных проектов;
- расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы и рекламы на транспорте; использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т.д.
На каждом этапе формируются определенные информационные материалы, предназначенные для внешнего представления. Назовем их обобщенные содержательные компоненты:
Адрес образовательного учреждения, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее доехать общественным транспортом.
Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.
Миссия учебного заведения. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательного учреждения. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.
Модель выпускника учебного заведения – один из основных компонентов информационных материалов.
Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент позволяет проследить возможности самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования – оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.
Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.
Традиции коллектива (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).
Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах, конференциях, олимпиадах; социальная адаптация; поступления в высшие учебные заведения).
Перспективы развития образовательного учреждения.
Таким образом, для того чтобы то или иное образовательное учреждение была привлекательным, имело свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, скорее всего, оно должно иметь:
- четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;
- разнообразные и качественные образовательные услуги;
- оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
- связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;
- систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.
Основными методами формирования имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала школы.
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
- повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
- облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
- повысить уровень организационной культуры,
- способствовать улучшению социально-психологичекого микроклимата в коллективе.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
2. Система работы над формированием позитивного имиджа Стахановской гимназии №26
2.1 Внедрение проекта «Формирование позитивного имиджа учебного заведения»
Проект «Формирование позитивного имиджа учебного заведения» был внедрен в учебно-воспитательный процесс Стахановской гимназии № 26 в рамках участия учебного заведения в региональном эксперименте.
Понимая, что родители, которые выбирают школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективны. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одной, но авторитетного человека), что столкнулись со школой, зависит ее репутация на многие годы. Современный словарь трактует понятие «имидж» (от лат. Imago - изображение, образ) как целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, предмета), призывающей предоставить эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы. Обратим внимание на несколько ключевых слов: «Целенаправленно» - то есть имидж - это то, что можно планировать и создавать; «Эмоционально-психологическое воздействие» - то есть, он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «Влияние на кого-нибудь» - то есть, необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и осуществляется. Качество имиджа - это не только психологический аванс, но и вполне реальные материальные инвестиции, которые гимназия может получить в перспективе. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении, его руководителя и учителей, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства. А если так, необходимо разобраться в механизмах формирования имиджа и способах его построения. Таким образом, конечным результатом, то есть, целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением к гимназии. Механизм достижения цели в работе Стахановского гимназии № 26 выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладает большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более положительным и привлекает все больше партнеров. Необходимость формирования имиджа учебного заведения было определено следующими причинами:
- Во-первых, сложная демографическая ситуация в городе усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
- Во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д .;
- В-третьих, имея сформированный положительный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как возникает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
- В-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему, что происходит в стенах учреждения, в том числе в инновационных процессов.
Сформированный положительный имидж школы позволит решить ряд задач:
1) повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учеников и персонала,
2) повысить эффективность мероприятий по информированию населения о новых образовательных услуг,
3) облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
4) повысить уровень организационной культуры школы,
5) способствовать улучшению социально-психологичекого микроклимата в школьном коллективе.
Изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями; распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими; обеспечение освещения событий в деятельности учебного заведения - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решением данной задачи явилась реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: «мнение больше определяется событиями», чем словами; разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные изменения в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе изменений. Исследования показывали, что значимой характеристикой школы выступает уже сложившийся или состоит ее образ, основу которого составляют:
- Миссия образовательного учреждения, его приоритеты;
- Школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного учебного заведения;
- Школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного учебного заведения;
- Наличие и функционирование детских и юношеских организаций; - Наличие и функционирование детских и юношеских организаций;- Связь школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д .;
- Вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирование здорового образа жизни.
В соответствии со статусом экспериментального учебного заведения СГ № 26 работала над проблемой: «Обеспечение индивидуального подхода в обучении каждого ученика, его всестороннего полноценного развития согласно природными задатками». С этого вытекает миссия нашего учебного заведения: «Создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ученика, что способствует адаптации. »Как известно, имидж имеет огромное значение в адаптации субъекта в окружающей среде, привлечение внимания к нему, повышение самооценки и оценки окружающих.
Рассмотрим систему формирования имиджа всех составляющих
2.2. Имидж руководителя образовательного учреждения
СГ № 26. Основу, внутренний имидж, условно можно разделить на четыре составляющих:
- Руководители;
- Учителя;
- Ученики;
- Традиции.
Все эти направления выводят внутренний имидж гимназии на внешний круг имиджа. Рассмотрим первый компонент внутреннего имиджа. Руководители: Директор гимназии Шапка Ольга Александровна - учитель высшей категории, учитель-методист. Заместители по учебно-воспитательной работы(на момент внедрения проекта): Морозова Алла Дмитриевна - учитель высшей категории, учитель-методист, Чернявская Ольга Алексеевна - учитель первой категории, руководитель учебно-методической работы, Черных Вера Павловна - учитель первой категории победитель второго этапа Всеукраинского конкурса «Учитель года 2008» Татаринцева Наталья Олеговна - руководитель воспитательной работе, психолог, учитель - методист.
Основными направлениями работы администрации гимназии, которую возглавляет Шапка А.А. являются:
- высокий уровень сотрудничества между администрацией и учителями, между педагогами и учениками;
- Демократическая основа управления;
- Глубокое аналитическое проникновения администрации в сущность педагогического процесса;
- Создание благоприятных условий для адаптации учащихся.
Исходя из данных направлений работы и для наилучшей реализации миссии гимназии, администрация вводит:
1. Работу гимназии в статусе экспериментального образовательного учреждения.
2. Использование новейших технологий в образовательном процессе гимназии.
3. Введение в школьный курс новых предметов.4. допрофильная и профильное обучение.
5. Открытие классов довузовской подготовки.
6. Психологическая служба. Понятно, что с работой в этих направлениях непосредственно связан учитель.
2.3 Имидж учителей образовательного учреждения
Второй компонент внутреннего имиджа гимназии – Учителя.
Всего в гимназии работает 50 учителей. Причем 90% из них работает в гимназии более 5 лет. Категорийный состав педколлектива составляет:
- Высшая категория - 11 учителей;
- Первая категория - 9 учителей;
- Вторая категория - 7 учителей;
- Специалист - 18 учителей;
- Учители- методисты 3;
- Старший учитель - 2.
Для усовершенствования своей работы учителя гимназии постоянно работают над повышением собственной педмастерства. Для этого на базе СГ №26:
- Создаются динамические и творческие группы по подготовке и проведению семинаров, открытых уроков, конкурсов и тому подобное;- Работает школа молодого учителя, основной задачей которой является помощь молодым учителям в профессиональном росте;
- Работает школа передового опыта, на свертывании которой учителя изучают передовой опыт коллег из гимназии, города и передовой опыт известных учителей. Ежегодно учителя гимназии, согласно аттестационного графика, проходят курсы повышения квалификации. Для совершенствования педагогического мастерства в СГ№26 работают методические объединения по следующим направлениям:
- Начальная школа;
- Гуманитарный цикл;
- Естественно - математический;
- Классные руководители.
На заседаниях данных методических объединений учителя соответствующих кафедр рассматривают новые и актуальные нормативно - правовые документы, изучают новую педагогическую литературу, передовой педагогический опыт и обмениваются собственным. Кроме этого коллектив СГ№26 принимает участие в школьных, местных областных и Всеукраинских конкурсах. Так учителя гимназии принимали участие во втором этапе Всеукраинского конкурса Учитель года и занимали призовые места: в 2008 году Черных Вера Павловна - I место, в 2009 году Щемелева Татьяна Ивановна - III место. В мае 2009 года творческой группой учителей: Чернявской А.А., Черных В.П., Ивановой И.А., Полупан А.В., Семеновою.В., Акимовой А.С.,Котовой А.А., Носков И.А. были направлены собственные педагогические разработки уроков, праздников, часов общения на конкурс «Интересная школа». Предложенные работы были отмечены дипломами и сертификатами участия в конкурсе. За активное участие гимназия была награждена дипломом Киевского эколого-натуралистического центра. Разработка урока Чернявской Ольги Алексеевны по русскому языку была отмечена издательским конкурса «Урок в подарок» и напечатана в декабрьском выпуске, урок Ковалевой А.Ф. был напечатан в январском выпуске журнала «Все для учителя», учителя биологии, русского языка, информатики направили свои работы в издательских редакций для печати. В целом ежегодно более 50 % учителей гимназии активно популяризируют собственный педагогический опыт публикуя собственные наработки. Для повышения педагогического мастерства в течение года на базе СГ№ 26 происходят педагогические чтения и педсовета. За последние три года на этих мероприятиях рассматривались следующие вопросы:
- Школьное самоуправление;
- Этика учителя;
- Совершенствование форм работы с книгой;
- Адаптация пятиклассников;
- Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни и физического развития личности. За последние три года на базе гимназии прошли такие семинары:
- Русский язык и литература;
- Украинский язык и литература;
- Биология;
- Начальные классы;
- Классные руководители;
- Физическая культура;
- Библиотекари;
- Директора;
- Экономика;
- Музыка;
- Физика
Все семинары происходили с использованием информационных технологий. И все они получили высокую оценку со стороны руководства гимназии и города. Работа семинаров широко освещалась в местной и областной прессе, видео материалы были освещены на телевидении. К каждому семинару, конкурсу, школьному празднику и т.д. редколлегией СГ№ 26 изготавливаются печатные приветствия, приглашения, открытки, буклеты, информационные бюллетени, которые демонстрируют работу СГ№26 в определенном направлении. По результатам данной работы также создан рекламно-информационный бюллетень, который полностью демонстрирует систему работы учебного заведения ( приложение № 1 ).
Последние перечисленные мероприятия выводят внутренний имидж гимназии на внешний круг имиджа, где происходит связь с общественностью, влияние на нее, формирующие внешний имидж СГ№ 26.
2.4. Имидж учеников образовательного учреждения
Третий компонент внутреннего имиджа гимназии – Ученики.
Рассматривая учеников СГ№ 26 как компонент внутреннего имиджа, надо сказать, что с 2010г. 11 учеников закончили гимназию с золотой медалью, 5 - с серебряной. Ежегодно гимназисты принимают активное участие в городских и областных олимпиадах, где занимают призовые места. Так, в 2009-10н.р. было получено 20 призовых мест, а также 1 областное (биология, Нуриахметова Маргарита)2010-11 учебный год - 14 призовых мест. Гимназия беспокоится о будущем своих учеников. Так, на базе гимназии работали довузовские классы при ХНА ж / д транспорта, ХНУ внутренних дел, после окончания которых учащиеся имели право на льготное поступление в эти вузы. Ученики-выпускники являются едва ли не главными «пиарщиками» образовательного учреждения. Память о школе сохраняется долго, и тот образ, который сложился у ребят после окончания учебного заведения, мы пытаемся сделать более привлекательным из года в год. Поэтому видимо мы можем с гордостью постоянно пополнять перечень семей-династий, которые поколение за поколением заканчивают нашу школу. Ученики СГ № 26 являются активными участниками многих конкурсов, начиная с гимназических, городских и заканчивая областными и международными. Ежегодно наши гимназисты принимают участие в международном конкурсе «Кенгуру», конкурсе им. П.Яцыка, где занимают призовые места, получают дипломы и свидетельства. Экология нашей страны и всей планеты не оставляет учеников СГ № 26 равнодушными. Поэтому постоянное участие в гимназическом и местном месячника экологии, конкурсе «Зеленая брама», тому подтверждение. Историческое прошлое тоже не обходит гимназистов. Участие в конкурсах произведений об исторических героях, героях-войны показывает заинтересованность учащихся к истории своей страны. И вообще, в гимназии много времени уделяется совместным мероприятиям и трудовой деятельности учащихся вместе с родителями. Это и ежегодный осенний ярмарка, весенние и осенние туристические походы, спортивные эстафеты, помощь родителей в подготовке и проведении классных и школьных праздников и тому подобное. Участие в городских конкурсах (2010-11 учебном - «Лучшая Бабушка») Последние перечисленные мероприятия выводят внутренний имидж гимназии на внешний круг имиджа, где происходит связь с родителями, влияние на них, формирующие внешний имидж СГ№ 26 и напрямую связано с традициями учебного заведения.
Четвертый компонент внутреннего имиджа гимназии –Традиции.
Каждая семья, коллектив и, конечно, учебное заведение имеют свою историю и свои традиции. Стахановская гимназия № 26 имеет по давнишние традиции, так и только внедрены. Уже несколько лет в гимназии существует волонтерское движение. Ученики активно помогают одиноким людям пожилого возраста ходят в магазин, убирают в квартире и тому подобное.9 Мая - это уже добрая традиция поздравить ветеранов в гимназии (концерт, праздничный стол). Ученики с радостью готовятся к этому дню: приглашают ветеранов, приходя к ним домой, готовят номера к концерту, закупают продукты для праздничного стола, дарят сувениры, которые изготовили своими руками. Сотрудничество с Красным Крестом - еще одна из древнейших традиций гимназии. Помощь бедным и сиротам, участие в ежегодном творческом конкурсе «Капля крови спасет жизнь», конкурсы для детей с недостатками «Смотри на нас как на равных» - это действительно полезная работа детей, воспитывающая сочувствие, доброту, милосердие. Ежегодно ученицы 11 класса гимназии принимают участие в традиционном городском конкурсе «Мисс выпускница» и занимают призовые места. Чтобы жилье было хорошее и привлекательное, за ним нужно постоянно ухаживать. И это является одной из традиций заведения: операция «Чистый двор», акция «Лучшая классная комната», ремонт классов, и все эти меры хорошо прижились в наших стенах. У детей надо воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в жизни. Поэтому школьное самоуправление - одна из форм воплощения этой цели. Ученики уже в начальной школе знакомятся с формой школьного самоуправления СГ № 26 в среднем звене с удовольствием овладевают все направления школьное самоуправление под наблюдением классного руководителя, а в старших классах самостоятельно работают по направлениям школьного самоуправления, вносят предложения, влияют на совершенствование процесса самоуправления. Система работы гимназического самоуправления представлена на схеме ( приложение 2).
2.5. Внешний имидж образовательного учреждения
Последние перечисленные мероприятия выводят внутренний имидж гимназии на внешний круг имиджа, где происходит связь в виде социальных проектов, влияние на социум, формирующие внешний имидж СГ№ 26. Учитывая все вышесказанное, СГ № 26 определила для себя основные направления дальнейшего развития положительного внутреннего и внешнего имиджа гимназии:
- Повышение конкурентоспособности учебного заведения;
- Развитие заинтересованности существующих и потенциальных родителей и учащихся;
- Облегчение процесса внедрения новых образовательных услуг, создавая положительный имидж гимназии;
- Улучшение уровня организационной культуры гимназии;
- Содействие улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе гимназии;
- Оптимизация модели сотрудничества с дошкольными учебными заведениями и высшей школой;
- Продолжать работу гимназии по внедрению инновационных технологий;
- Продолжать творческую работу учителей и способствовать творческому росту учащихся;
- Проводить работу по самообразованию учителей;
- Способствовать сотрудничеству с педагогическими изданиями;- Внедрении в воспитательной работе гимназии новых традиций, конкурсов таких как принятие в гимназисты и тому подобное;
- Способствовать сотрудничеству гимназии с родителями, общественностью вводя совместные мероприятия: «Совет родителей», «День семьи»;
- Продолжать развивать школьное самоуправление и работу с активом гимназии и классов.
2.6.Выводы
Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:
- деятельность Стахановской гимназии №26 можно использовать в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения.
- Стахановская гимназии №26 обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой, имеет конкурентные преимущества и обладает возможностями в позиционировании образования в масштабах своего города.
- целенаправленно созданный имидж Стахановской гимназии №26 представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики школы и целей ее деятельности. К числу основных таких составляющих можно отнести - общую известность и репутацию, скорость реагирования на изменения запросов учащихся, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику, уровень развития и характер внешних связей, конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, последний пункт перечня может служить показателем конкурентноспособности школы по процентному показателю поступающих в ВУЗы, количеству медалистов др. Важным аргументом конкрентноспособности является и наличие у нее благоприятного мнения родителей и детей, коллег, государственных органов.
- положительный имидж Стахановская гимназии №26 можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего позитивного имиджа
В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж, используют разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся штампы - желаемый имидж и благоприятный имидж. Упомянутые категории не следует, на мой взгляд, причислять к разряду отдельных видов имиджа, а следует рассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом у школы может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент школа.
Имидж подчинен решению вполне конкретных практических задач, например, адаптации к тем или иным условиям, защиты. Он помогает решать вполне конкретные задачи, притом на протяжении более-менее долгого времени. Поэтому функциональность имиджа Стахановской гимназии №26 напрямую связана с процессами его поддержания, иногда требующими значительных усилий. Что же нужно сделать, чтобы поддержать и укрепить существующий имидж. Для этого можно разработать ряд рекомендаций, которые могут помочь. Их можно разделить на два направления.
Улучшение взаимодействия с внешкольными учреждениями и детскими садами. Необходимо налаживать взаимодействие со школами на добровольной основе, когда педагогам и учащимся школ было бы интересно и хотелось бы теснее общаться. Вариантов такого взаимодействия очень много и директора прекрасно используют разные формы работы. Это и проведение конкурсов среди учеников гимназии, и проведение в школах концертов преподавателей и учащихся, и повышение квалификации преподавателей школ на соответствующих факультетах, и т.д., и т.п. Очень многое, безусловно, зависит и от преподавателей.
Думается, что хотя бы раз в год в школах должны проходить встречи, концерты, конкурсы. Многие педагоги интуитивно чувствуют потребность такого взаимодействия. Именно потому столь популярны различные творческие профессиональные конкурсы. Участие в них позволяет педагогам обмениваться опытом, быть в курсе современных педагогических тенденций, повышать свое педагогическое мастерство. Очень важно находить возможности для содействия участию в конкурсах учащихся и преподавателей.
Второе направление работы связано с системой мер по пропаганде инноваций в работе гимназии.
Решить вопрос о поддержке и пропаганде работы гимназии в центральных электронных СМИ является возможным. Кроме того средства массовой информации на местах проявляют высокий интерес к событиям в образовательной сфере.
Потому представляется важным налаживание системного взаимодействия с местными средствами массовой информации, создание различных информационных поводов для пропаганды деятельности учебного учреждения. Вакуум, искусственно созданный в освещении учебно-воспитательной жизни страны центральными средствами массовой информации, необходимо заполнять в местных средствах массовой информации.
Организация просветительских мероприятий в сфере влияния школ всегда считалась важным направлением в работе. На сегодняшний день необходимость подобной работы только увеличилась. Расширению социальной базы могут способствовать любые мероприятия, особенно если они становятся открытыми и выходят за границы учебного заведения. Опыт работы многих школ доказывает высокую эффективность в пропаганде собственной работы, когда преподаватели и учащиеся участвуют в общегородских мероприятиях.
Одним из механизмов модернизации образования, а значит изменения его социального имиджа, является, с одной стороны, интеграция с ресурсами новых информационных технологий и, с другой стороны, выработка инновационных методов обучения на пересечении этих двух отраслей. Необходимо признать, что учитывая все большее влияние современных технологий на формирование информационной среды, внедрение компьютерных технологий в школах значительно возрастает роль Интернета в пропаганде современного образования. Нынешние учащиеся школ являются одними из самых активных его пользователей. Поэтому представляется необходимым создание и продвижение в Интернете сайтов школ для того, чтобы эффективно представлять свои образовательные программы и проекты. Дизайн и стиль этих сайтов могут быть не просто официальными, а ориентированными на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.
Заключение
Подведем итоги проделанной работе. В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, общее образование может быть более конкурентноспособным используя традиционные и инновационные методы педагогики.
Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательных учреждений в области культуры и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов. Таким образом, исследуемая тема является актуальной.
Литература
1. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2004. - № 5-6.
2. Варданян М.А. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья субъектов образовательного процесса//PR в образовании.-2006.-№3.-С.56-74.
3. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // PR в образовании.-2004.-№2.
4. Казаченко И.П. Позиционирование и имидж – технологии в практической деятельности учителя//PR в образовании.-2006.-№3.-С.79-83.
5. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брэндинг // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1.
6. Лукашенко, М. Маркетинг и PR в учебном заведении / М.Лукашенко // Высшее образование в России.-2002.-№4.-С.32-40.
7. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html (12.01.07).
8. Раковских В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 86-88.
9. Паутов В. Не каждый директор желает знать…или Зачем администратору определять миссию школы//Лидер образования.-2004.-№5.-С.44-47.
10. Связи с общественностью: базовыпе понятия. Учебное пособие // под ред. В.В. Тулупова, Ю.Л. Полевого. – Воронеж, 2003.
11. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватной теории. М.: Сентябрь, 2004.
12. Ханов, Г. Репутация, создающая стоимость / Г.Ханов // Советник.-2004.-№4.-С.4-7