kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности "Сказки - добрые друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКУ «Управление образования городского округа Богданович»

МКОУ «Волковская СОШ»

 

 

Утверждаю:                                                             Согласовано:                                                Рассмотрена

Директор МКОУ «Волковская СОШ»                  Зам.директора по УВР                                на заседании ШМО

_________________ Ситникова М.М.                   ___________ Рявкина О.В.                         протокол № ____

«____» ____________________2014г.                   «____» ___________2014г.                         от «___» __________2014г.

 

 

                                                                                            

                                                                                                   Программа

                                                                                     по внеурочной деятельности

                                                                                       «Сказка – добрые друзья»

 

 

Ступень обучения: 1 класс

Количество часов: 35

Педагог дополнительного образования: Мельчакова Е.С.

Срок реализации: 2014-2015г.

 

 

 

 

 

Богданович 2014

Пояснительная записка

 

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку".

Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны младшим школьникам, а именно:

  • отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
  • отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
  • отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
  • честность (честный – лживый);
  • смелость (смелый – трусливый).

(Краткое описание этих качеств приводится в приложениях 1 и 2).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Цель программы: формирование нравственного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности;
  • дать понятие о парности этих качеств (добрый – злой);
  • обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества;
  • научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Воспитательные:

  • формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;
  • способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;
  • развивать эмпатию;
  • способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

 

Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев; проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни); проведение развивающих и словесных игр; рисование эпизодов из сказок, раскрашивание; проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

 

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Объём часов: 35 часа (1 час в неделю).

Возраст детей: 6-8 лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
  2. Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
  3. Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила поведения в обществе;        
  4. Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
  2. Действие смыслообразования;
  3. Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение выражать свои мысли;
  2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  3. Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция;
  3. Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

ОбщеучебныеУУД:

  1. Умение структурировать знания;
  2. Смысловое чтение;
  3. Знаково – символическое моделирование;
  4. Выделение и формулирование учебной цели.

Логические УУД:

  1. Анализ объектов;
  2. Синтез, как составление целого из частей;
  3. Классификация объектов;
  4. Выдвижение гипотез и их обоснование;
  5. Построение логической цепи рассуждении.

К концу учебного года дети должны знать: значение моральных качеств личности таких как: доброта и злость, щедрость и жадность, честность и лживость, смелость и трусость, трудолюбие и лень, уважение к людям и высокомерие, аккуратность и неряшливость; факторы, влияющие на формирование и развитие качеств личности.

Кроме того, дети должны обладать умениями:  различать положительные и отрицательные качества личности; анализировать свои поступки и поступки людей; находить конструктивные решения конфликтных ситуаций. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Сказки - добрые друзья" »

МКУ «Управление образования городского округа Богданович»

МКОУ «Волковская СОШ»



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрена

Директор МКОУ «Волковская СОШ» Зам.директора по УВР на заседании ШМО

_________________ Ситникова М.М. ___________ Рявкина О.В. протокол № ____

«____» ____________________2014г. «____» ___________2014г. от «___» __________2014г.



Программа

по внеурочной деятельности

«Сказка – добрые друзья»



Ступень обучения: 1 класс

Количество часов: 35

Педагог дополнительного образования: Мельчакова Е.С.

Срок реализации: 2014-2015г.






Богданович 2014

Пояснительная записка



Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку".

Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны младшим школьникам, а именно:

  • отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

  • отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

  • отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

  • честность (честный – лживый);

  • смелость (смелый – трусливый).

(Краткое описание этих качеств приводится в приложениях 1 и 2).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Цель программы: формирование нравственного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности;

  • дать понятие о парности этих качеств (добрый – злой);

  • обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества;

  • научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Воспитательные:

  • формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;

  • способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;

  • развивать эмпатию;

  • способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.



Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев; проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни); проведение развивающих и словесных игр; рисование эпизодов из сказок, раскрашивание; проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").



Срок реализации программы – 1 учебный год.

Объём часов: 35 часа (1 час в неделю).

Возраст детей: 6-8 лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

  2. Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

  3. Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила поведения в обществе;        

  4. Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Ценностно-смысловая ориентация учащихся;

  2. Действие смыслообразования;

  3. Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение выражать свои мысли;

  2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  3. Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. Целеполагание;

  2. Волевая саморегуляция;

  3. Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

ОбщеучебныеУУД:

  1. Умение структурировать знания;

  2. Смысловое чтение;

  3. Знаково – символическое моделирование;

  4. Выделение и формулирование учебной цели.

Логические УУД:

  1. Анализ объектов;

  2. Синтез, как составление целого из частей;

  3. Классификация объектов;

  4. Выдвижение гипотез и их обоснование;

  5. Построение логической цепи рассуждении.

К концу учебного года дети должны знать: значение моральных качеств личности таких как: доброта и злость, щедрость и жадность, честность и лживость, смелость и трусость, трудолюбие и лень, уважение к людям и высокомерие, аккуратность и неряшливость; факторы, влияющие на формирование и развитие качеств личности.

Кроме того, дети должны обладать умениями: различать положительные и отрицательные качества личности; анализировать свои поступки и поступки людей; находить конструктивные решения конфликтных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учащиеся 1 класса

Название раздела

Количество часов

1

Знакомство с моральными качествами, с понятием об их полярности

6

2

Доброта и злость.

3

3

Щедрость и жадность

4

4

Честность и лживость

8

5

Трудолюбие и лень

4

6

Уважение к людям и высокомерие

4

7

Аккуратность и неряшливость

5


Итого

32-33



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учащиеся 1 класса


Количество часов


№ п/п

Дата проведения

Тема занятий

Всего
часов

теоретических

практических


Знакомство с моральными качествами, с понятием об их полярности


1-3


Сказка «Золушка»

3

1

2


4-6


Сказка «"Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо".»

3

1

2

Доброта и злость.


7-9


Сказка «Упрямый козленок»

3

1

2


Щедрость и жадность


10-13


Сказка «Два жадных медвежонка»

4

1

3


Честность и лживость


14-17


Сказка «Почему кот и собака не дружат»

4

1

3


18-21


Сказка «Заюшкина избушка»

4

1

3


Трудолюбие и лень


22-23


Сказка «Три поросенка»

2

1

1



24-25


Сказка «На новый лад»

2

1

1



Уважение к людям и высокомерие



26-29


Сказка «Король Дроздобород»

4

1

3



Аккуратность и неряшливость



29-34


Сказка «Госпожа метелица»

5

1

4





№ занятия

Содержание

Ход

Вопросы



Кол-во часов

1.

Знакомство с моральными качествами; с понятием об их полярности

Рассказать сказку "Золушка". Выделить и обсудить положительные и отрицательные качества личности героя. Рассказать сказку "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо". Подобрать синонимы к качествам личности главного героя. Игра "Скажи наоборот".

Какие качества личности можно выделить у Золушки и Ивана? У ее сестер и его братьев? Докажи, приводя отрывок из сказки. Как эти качества проявляются в нашей жизни?

4ч.

2.

Закрепление пройденного с помощью художественного творчества

Задание: раскрась картинку так, чтобы получилась Золушка (или Иван) или ее сестры (его братья). Предлагается контурное изображение девочки и мальчика. Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. Анализ рисунков.

Какими способами можно на рисунке отразить качества личности? Как на рисунке отличить Золушку от ее сестер? Что нам помогает в этом?

2ч.

3.

Обсуждение таких качеств личности, как доброта и злость.

Прочитать сказку "Упрямый козленок", выделить качества: добрый (заботливый) – злой (эгоист). Беседа "Кто о ком заботится?" (родители о детях, дети о животных и т.д.); формирование правил доброты. Проиграть этюды, отражающие эти качества.

Какое качество можно выделить у героев этой сказки? Как мы называли таких людей? (подбор синонимов) Какого человека мы называем добрым? злым? А вы знаете людей с такими качествами? Нравятся ли они вам?

3ч.

4.

Обсуждение таких качеств личности, как щедрость и жадность

Показать сказку "Два жадных медвежонка" (настольный театр). Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества (сюжеты могут предлагать дети).

Как можно назвать медвежат? Какого качества им не хватает? Какого человека мы называем жадным? щедрым? Как бы ты поступил в этой ситуации? Кого среди твоих знакомых можно назвать щедрым? Почему?

2ч.

5.

Закрепление пройденного материала

Игры "Сравни героев сказок" и "Подбери синоним". Разыграть этюды с неопределенным концом. Выполнить рисунки по мотивам разыгранных этюдов, проанализировать их.

Вопросы приведены в описании игр и этюдов.

2ч.

6.

Обсуждение таких качеств, как честность и лживость

Прочитать сказку "Почему кот и собака не дружат". Выделить качества героев, обсудить их, сформулировать правила честности. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Игра "Кто больше?"

Почему не дружат кот и собака? Какое качество проявил кот? Вы бы хотели дружить с таким котом? Почему?  А вы сталкивались с обманом? Что вы чувствовали при этом?

4ч.

7.

Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как смелость и трусость

Вспомнить (прочитать) сказку "Заюшкина избушка". Драматизировать эту сказку с применением простой атрибутики. Написать письма героям этой сказки.

Вопросы приведены в разделе "Правила драматургии"

4ч.

8.

Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как трудолюбие и лень

Вспомнить (прочитать) сказку "Три поросенка", обсудить ее, выделить качества героев. Подготовить маски для драматизации. Драматизировать сказку. Игра "Сказка на Новый лад"

Какие качества проявили НифНиф и НуфНуф? А НафНаф? Почему НафНаф строил каменный дом? Что помогло вам преодолеть свой страх?

4ч.

9.

Обсуждение таких качеств, как уважение к людям и высокомерие

Прочитать сказку "Король Дроздобород". Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Нарисовать принцессу в начале и в конце сказки, проанализировать рисунки

Какими качествами обладала принцесса? А вы встречали таких людей? Что вы чувствовали при этом? Почему отец выдал ее замуж за первого встречного? Как принцесса изменилась? Как она теперь будет себя вести, относиться к людям?

4ч.

10.

Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как аккуратность и неряшливость

Прочитать сказку "Госпожа Метелица". Найти различия в поведении двух девочек, обсудить их. Задание: раскрасить девочек так, чтобы можно было их узнать, проанализировать рисунки. Поговорить по телефону с героями сказки или написать им письмо

Почему Метелица дала девочкам разные подарки? Что отличает девочек друг от друга? Как эти различия отразились в рисунке? Как вы понимаете фразу: "Она вошла, и вся комната озарилась волшебным сиянием?"

4ч.

11.

Повторение пройденного материала

Игра "Угадай, кто это?" Разыграть этюды с неопределенным концом (подбираются сюжеты из жизни детей)

Вопросы приводятся в описании игр и упражнений.

1ч.




Всего: 34-35 часа



Материально-техническое обеспечение кружка «Сказка – добрые друзья»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты




Д






Печатные пособия

Схемы, картинки, иллюстрации в соответствии с основными разделами программы обучения

Д/П



Информационно - коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.




Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

Музыкальная фонотека (диски)

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Фотокамера

Д

Д

Д

Д

Д



Учебно-практическое обеспечение.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности "Сказки - добрые друзья"

Автор: Мельчакова Елена Сергеевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа по внеурочной деятельности Сказки добрые друзья "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-skazki-dobryie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "135537"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416932933"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Волонтёрские команды в ГБОУ школе №683 "
    ["seo_title"] => string(41) "volontiorskiie-komandy-v-gbou-shkolie-683"
    ["file_id"] => string(6) "229733"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441865395"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства