Волонтёрские команды в нашей школе стали формироваться почти с самого рождения образовательного учреждения в 1999 году. Сначала как таковых команд конечно не было. Были скорее детские и подростковые объединения, спортивные секции и кружки по интересам. Школьный коллектив формировался в творческой атмосфере общих походов, спортивных соревнований, праздников, концертов и спектаклей… Потом появился Совет школы. Поначалу этот Совет состоял только из старшеклассников и занимался Днями Самоуправления, решением внутришкольных дисциплинарных задач и организацией досуговых мероприятий. Однако постепенно Совет школы расширился и в него влились представители всех классов средней и старшей школы. Вскоре Совет школы стал главным органом самоуправления, координирующим все волонтёрские команды школы и корректирующим их программы.
Сформировались основные направления волонтёрских движений школы:
- социальное направление волонтёрского движения (акции, уроки-диспуты, презентации, перфомансы);
- военно-патриотическое направление волонтёрского движения (слёты, марши памяти, военные сборы, участие в «Зарнице», уроки мужества);
- театрально-творческое направление волонтёрского движения (концерты, спектакли, участие в городских и районных праздниках);
- познавательное направление волонтёрского движения (участие в ролевых и деловых играх, а также в различных мероприятиях, организованных Комитетом образования и Комитетом по молодёжной политике);
- правовое направление волонтёрского движения (создание Клуба Юных Друзей Правопорядка и Клуба Юных Инспекторов Дорожного Движения).
Любой коллектив волонтёров (добровольцев) возникает как результат самодеятельного творчества личностей. Личности создают коллектив, а коллектив, в свою очередь, воспитывает личности, которые преображают облик коллектива. Происходит процесс обратного сопряжения: личность воздействует на коллектив, а коллектив воспитывает личность.
Так во Дворце учащейся молодежи Санкт – Петербурга уже больше семи лет действует городское объединение волонтёрских команд подросткового движения «Наше будущее в наших руках». Старшеклассники школы с большим интересом влились в работу этого движения. Слеты волонтёрских команд проводятся обычно за городом, в детских оздоровительных лагерях. Ребята из многих школ, колледжей и лицеев города участвуют в семинарах, соревнованиях, тренингах по пропаганде здорового образа жизни и толерантности в подростковой среде, создают социальную рекламу, сочиняют и реализуют уличные акции и перфомансы. Волонтёрская команда нашей школы «Синяя птица» активно участвовала в проведении уличной акции на Малой Конюшенной улице за здоровый образ жизни и отказе от вредных привычек. Около Дворца учащейся молодёжи ежегодно сооружается сцена и проводится великолепный концерт с драматическими, танцевальными и вокальными номерами. Команда добровольцев пополняется новыми участниками. Возникают новые идеи. Например, однажды ребята, прочитав книгу «Синяя трава» или «Дневник пятнадцатилетней американки» о судьбе девочки-подростка, решили сделать инсценировку по этой книге. Фактически книга эта - дневник анонимной девочки, которую не по её воле сделали наркоманкой, и появилась в Америке как свидетельство против употребления наркотиков. С этим спектаклем наши волонтёры несколько раз выступали в школе и участвовали в городском конкурсе спектаклей о здоровом образе жизни.
Особое направление волонтёрской жизни в школе – это военно-патриотические мероприятия. Ребятам – допризывникам очень нравится участвовать в сборах в действующих воинских частях, знакомится с техникой и оружием, посещать танковые шоу, играть с другими командами в пейнтбол и «Зарницу». Ежегодно ко Дню защитника отечества в нашей школе проходят соревнования старшеклассников «А ну-ка, парни!». Волонтеры организуют для начальной школы интересную игру по ориентированию. Участие в Маршах памяти к памятникам «Дороги жизни» и другим местам «Зелёного пояса славы», концертах для ветеранов, создание в школе «Музея семейных реликвий» воспитывают в подростках патриотизм и ответственность за будущее нашей родины.
Театрально – творческое направление волонтёрской деятельности – это особенная часть внеурочной жизни школы. На школьных подмостках пробуют свои силы все желающие играть, сочинять, оформлять и готовить спектакли, концерты и праздники. Естественно, что в школьной самодеятельности эти представления идут не долго, а то и всего один раз. Но здесь всегда важен не итог, а сам процесс подготовки спектакля, репетиции – сочиняловки. Важна атмосфера совместного творчества, объединяющая детей и подростков на создание общего дела – чуда театра. Из постановок прошлых лет хочется отметить «Снежную королеву» Е. Шварца, «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского и «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова. Очень удачно прошёл спектакль «Поговорим о странностях любви» по пьесам «Два пуделя» С. Злотникова и «Дом, окнами в поле» А. Вампилова. Это были спектакли о возникновении тонких человеческих отношений, о рождении любви. Для начальной школы несколько раз прошёл спектакль «Маленький принц», поставленный семиклассниками. Весёлая скоморошина в этом году по сказкам С. Писахова порадовала всех на масленицу в школе, волонтёры выступали с концертом в Доме Молодежи и Доме Ветеранов на Крестовском острове.
Наши добровольцы также участвуют во всех познавательных мероприятиях, организуемых в районе и в городе. Активная жизненная позиция волонтёров позволяет им быть на высоте в политических дебатах, деловых играх по вопросам толерантности «Добрый мегаполис», «Культурной столице – культуру мира», «Что? Где? Когда?». Замечательная акция «Венок поэту» проходит ежегодно в феврале, на набережной реки Мойки, д.12. Ребята читают любимые стихи у памятника А.С. Пушкина, а затем большой венок – гирлянда отправляется по маршруту последнего пути Великого поэта в Святогорский монастырь и возлагается на его могилу.
Правовое направление волонтёрской деятельности появилось в октябре 2011 г. по инициативе Совета Школы на базе 7-А класса, когда был создан Клуб Юных Друзей Правопорядка. Ребята сами придумали название Клуба и девиз. Так появился Клуб «Юный приморец» с девизом: «Наша команда – созвездие звёзд! Об этом пока знаем только мы сами. Но скоро, но скоро зажгутся всерьёз звёзды с нашими именами!» 28 февраля 2012 г. на торжественном празднике в Культурном центре ГУВД Санкт-Петербурга наш отряд «Юный приморец» получил свидетельство о рождении. Сначала при формировании команды были использованы арт-педагогические технологии, например, подросткам очень понравилось определять себя на «дереве класса» и обсуждать своё расположение. Проводились тренинги и диспуты с инспекторами ОДН РУВД и педагогами ПМС-центра о правах и обязанностях несовершеннолетних. В команду затем влились восьмиклассники. Они придумали и реализовали презентацию «Курению – нет!» о здоровом образе жизни. Диспуты-тренинги прошли во всех старших классах школы. Затем те же самые мероприятия волонтёры провели в 43, 57, 357 школах и 116 гимназии Приморского района. А сами семиклассники поставили спектакль о правах ребёнка для начальной школы «Суд над Карабасом-Барабасом». Спектакль-игра прошёл с большим успехом несколько раз. Подробно была на суде с участием прокурора, защитника, присяжных заседателей и всех свидетелей доказана вина Карабаса-Барабаса в нарушении прав детей- артистов кукольного театра. Карабас-Барабас был осуждён и наказан. Такие уроки – спектакли заканчивались всегда дружными аплодисментами. Довольны были и артисты и зрители.
За волонтёрским движением в образовательных учреждениях большое будущее. Оно, конечно, не подменяет всю воспитательную работу в школах, но является её неотъемлемой и важней частью.