ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнил:
преподаватель
Авдеева Е.Н.
Южно-Сахалинск
2016 г.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ» [2, 163].
До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь внутренняя оценка качества. Желание руководителей иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
В профессиональном образовании внешняя оценка уровня образовательных достижений сопоставляется с полученной квалификацией выпускника, процентом трудоустройства, востребованностью на рынке труда.
Выше перечисленные элементы системы оценки качества образования, не дают исчерпывающей информации для оценки качества образования.
Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации.
В условиях развития конкурентоспособной и динамичной экономики, а так же при определении «образования» как услуги выражение результатов образования в терминах компетенций не способствует адекватной оценке качества образования.
Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.
Таким образом, проблема исследования порождена социально значимыми противоречиями:
между неудовлетворенностью качеством современного профессионального образования;
потребностью в постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства;
реальными возможностями традиционной системы образования разрешить эти противоречия.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10 декабря 2013 г. № 1324 г. Москва «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» в ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум» создана группа по самооценке качества образования, состоящая из заместителей директора по различным направлениям деятельности. [1].
На основании приказа в ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум» разработано положение «О самообследовании».
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ГБПОУ «СахСТ», а также подготовка отчета о результатах самообследования.
Для достижения поставленной цели перед рабочей группой ставятся следующие задачи:
Систематическое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса в ГБПОУ «СахСТ» и качества подготовки выпускников по реализуемым образовательным программам среднего профессионального образования;
Получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержания и результатах образовательного процесса на всех этапах;
Систематизация информации о результатах самообследования и своевременное её размещение в локальной сети ГБПОУ «СахСТ»;
Координация деятельности всех субъектов, проводимых самообследование ГБПОУ «СахСТ»;
Обобщение полученных результатов самообследования.
Размещение результатов самообследования на сайте образоваптельной организации.
По результатам самообследования как форме процедуры оценки качества образования на педагогическом совете СахСт выделены области улучшения для дальнейшей разработки «Плана ГБПОУ СахСт»:
совершенствование содержания и технологии образования.
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
повышение эффективности управления в системе образования.
совершенствование экономических механизмов.
повышение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения.
Поскольку процедура самообследования предусматривает регулярное проведение, то в условиях образовательной организации эти процедуры могут быть организованы ежегодно.
Самообследование общеобразовательного учреждения — современный и перспективный инструмент не только оценки качества образования, но и управления.
Логическим продолжением проводимых мероприятий по внутренней оценке качества образования может стать не только улучшение образовательной деятельности и повышение удовлетворённости потребителей образовательными услугами, но и возможность получение внешней оценки через реализацию бенчмаркинговых проектов (сравнения результатов работы различных организаций).
Бенчмаркинг – это процесс систематического сравнения и оценки практики, процесса деятельности и его результатов с целью совершенствования и саморегуляции 4, с.12.
Понимание бенчмаркинга как «отметки» используется для фиксации расхождения и отличий в изучаемых процессах и услуг, подвергаемых бенчмаркингу. В этом смыслебенчмаринготражает лишь процесс измерений и не объясняет разрывы и расхождения между сопоставляемыми объектами, не показывает, что следует предпринять для того, чтобы уменьшить отрыв от лидера.
На наш взгляд, более конструктивным, особенно для использования бенчмаркинга как инструмента диагностики качества профессионального образования, является применение бенчмаркинга как процедурыанализа.
Если традиционно маркетинговая стратегия профессиональных организаций строилась, как правило, на интуиции руководства или, в лучшем случае, на основе результатов маркетинговых исследований, то в сегодняшних условиях для поддержания устойчивого равновесия на рынке образовательных услуг этого недостаточно. Необходимо постоянное изучение и анализ опыта деятельности и поведения на рынке лидеров образовательного производства. «Современная компания, подобна высококлассному спортсмену, должна постоянно поддерживать отличную форму, чтобы выдерживать соревнование с конкурентами и побеждать в борьбе с ними в условиях небывалого ужесточения конкуренции, обусловленного глобализацией, когда ей приходится соревноваться с лучшими игроками» [3, с.12].
Для проведения внешней оценки качества образования проведен сравнительный анализ показателей деятельности профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по результатам самообследования, находящимся в свободном доступе в сети интернет. Полученные данные сведены в таблицу 7.
Таблица 1 - ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
№ п/п
Показатели
СахСт
СПЭТ
СТС
СтМСХ
1.
Образовательная деятельность
1.1.
Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в том числе;
249
587
289
1.1.1
По очной форме обучения
249
587
289
1.1.2
По очно-заочной форме обучения
-
1.1.3
По заочной форме обучения
- нет
1.2
Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, в том -
100
1025
20
77
1.2.1
По очной форме обучения
100
542
20
77
1.2.2
По очно-заочной форме обучения
-
1.2.3
По заочной форме обучения
нет
483
1.3
Количество реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования
6
6
7
5
1.4
Численность студентов (курсантов), зачисленных на первый курс на очную форму обучения, за отчетный период
176
180
158
155
1.5
Численность/удельный вес численности студентов (курсантов) из числа инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности студентов (курсантов)
7/4%
8/1%
16/0,2
1.6
Численность/удельный вес численности выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки «хорошо» и «отлично», в общей численности выпускников
85/75%
123/34%
45/21
85/75
1.7
Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), ставших победителями и призерами олимпиад, конкурсов профессионального мастерства федерального и международного уровней, в общей численности студентов (курсантов)
3/0,01%
-
3/0,01%
1.8
Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), обучающихся по очной форме обучения, получающих государственную академическую стипендию, в общей численности студентов
186 /50%
120/22%
175/28%
291/76%
1.9
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников
32
58
54
31
1.10
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников
25/78,1%
56/47%
37/68%
23/74%
1.11
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе
10/31%
25/43%
31/57%
10/32%
1.11.1
Высшая
5/15,7%
14/24%
29/54%
7/22%
1.11.2
Первая
5/15,7%
11/18%
4/7%
2/6%
1.12
Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку за последние 3 года, в общей численности педагогических работников
22/68,75%
32/55%
13/24%
17/54%
1.13
Численность/удельный вес численности педагогических работников, участвующих в международных проектах и ассоциациях, в общей участвующих в международных проектах и ассоциациях, в общей численности педагогических работников
нет
нет
1.14
Общая численность студентов (курсантов) образовательной организации, обучающихся в филиале образовательной организации (далее — филиал)*
нет
28
2.
Финансово-экономическая деятельность
2.1
Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности)
97 тыс. руб.
173 тыс. руб.
902 тыс. руб
200 тыс. руб
2.2
Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) в расчете на одного педагогического работника
3 тыс. руб.
34 тыс. руб.
76 тыс. руб
66 тыс. руб
2.3
Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного педагогического работника
4,6 тыс. руб.
89 тыс. руб.
167 тыс. руб
36 тыс. руб
2.4
Отношение среднего заработка педагогического работника в образовательной организации (по всем видам финансового обеспечения (деятельности) к средней заработной плате по экономике региона
98%
99%
98%
165%
3.
Инфраструктура
3.1
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного студента (курсанта)
54,2 кв.м
4,7 кв.м.
21,7
20,43
3.2
Количество компьютеров со сроком эксплуатации не более 5 лет в расчете на одного студента (курсанта)
0,17
0,1
0,2
0
3.3
Численность/удельный вес численности студентов, проживающих в общежитии, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитии
39/11%
170/16%
109/18%
110/38%
.
Проведем сравнительный анализ некоторых показателей деятельности профессиональных образовательных организаций.
На рисунке 1 показана диаграмма численности студентов образовательных организаций города Южно-Сахалинска на конец 2014 года. Эти данные нам необходимы для сравнения основных показателей деятельности, так как они рассчитываются на одного студента.
Рис. 1 - ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
На рисунке 2 представлено сравнение количества реализуемых образовательных программ, из которого видно, что по этому показателю образовательные организации равнозначны.
Рис. 2 - КОЛИЧЕСТВО РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ
Из диаграмм, представленных на рисунке 3,4, видно, что качество подготовки выпускников на прямую не зависит от их общеобразовательной подготовки, а значит необходимо искать иные пути мотивации студентов.
Рис. 3 - ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРОШЕДШИХ ИГА
НА «ХОРОШО» И «ОТЛИЧНО», %
Рис. 4 - ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ОБЛАСТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД
Показатель численности студентов, получающих академическую стипендию пропорционально связан с итогами ГИА и может служить прогнозом итоговой аттестации студентов.
Рис. 5 - ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ СТИПЕНДИЮ,%
Одним из основных показателей влияющих на качество образования является квалификация педагогических работников, которая представлена на рисунке 6.
Если сравнить диаграмму 5 и 6, то можно сделать вывод об обратной зависимости показателей. Таким образом необходимо искать новые пути повышения качества образования – технологии, формы организации учебного процесса, материальное оснащение.
Рис. 6 - ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ, %
При сравнении диаграмм на рисунке 7 и 8, можно сделать выводы об эффективном использовании финансов и материально-технической базы образовательных организаций.
Рис. 7 - ДОХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВСЕМ ВИДАМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ТЫС. РУБ.
Рис. 8 - ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ, В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО СТУДЕНТА, КВ. М.
Выбранный нами метод проведения внешней оценки качества образования профессиональной образовательной организации – бенчмаркинг, наглядно демонстрирует положение ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум» в системе профессиональноо образования города Южно-Сахалинска.
Кроме того, на основании проведенного анализа можно выделить области улучшения и опыт для изучения, дальнейшего применения других образовательных организаций.
Таким образом, для проведения внешней оценки качества образования проведен сравнительный анализ показателей деятельности профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по результатам самообследования, находящимся в свободном доступе в сети интернет. Полученные данные сведены в таблицу, анализ которой выделил области улучшения и опыт для изучения, дальнейшего применения других образовательных организаций.
Сегодня образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.
Изучение состояния преподавания и качества знаний студентов чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов качества образования, для управления учебно-воспитательным процессом, т. к своевременно полученная информация о результатах работы преподавателя и учебной деятельности студентов позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.
Среди различных способов оценки качества образования важным отмечается самообследование – как процедура управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами образовательного учреждения.
Проведя анализ условий реализации исследования нами разработаны рекомендации по проведению внутренней и внешней оценке качества образования в профессиональном образовательном учреждении.
После проведения опытно-экспериментального исследования мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что процедура самообследования образовательного учреждения не только внутренний, но и внешний современный и перспективный инструмент оценки качества образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10 декабря 2013 г. № 1324 г. Москва «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» - Консультант Плюс [Электронный ресурс] // 2013. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 04.03.2015).
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг Текст / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - № 7-8.
Стариков В.В. Бенчмаркинг – путь к совершенству.[Текст / В.В. Стариков // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №4. С. 11–14.
Гуннар З.К., Бенчмаркинг. Руководство для практиков Текст / З.К. Гуннар. М.: КИА центр, 2009. 128 с.