kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специалист, не обладающий высоким уровнем сформированности технолоическрй культуры не способен добиться профессионализмв в любой специальности, так как уровено сформированности предполагает обладание большой гаммой умений, навыков (компетенций) в своей профессиональной области, владение  коммуникационной, графической, информационной, культурой труда и быта, выполняя важные фунции гражданина, труженика, семьянина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста »

Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Слово "технология" происходит от греческого "techne" -искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Очевидно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два момента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для понимания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реальность понимается как реляционная сеть, создаваемая человеком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на основе телеологических рассуждений, функционального планирования и рационального осуществления запланированного, При этом все существующее представляется результатом целенаправленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызывает к жизни, запланированному функционированию таких организмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средства-системы функционируют изначально рационально и целесообразно.

Стремление к систематизации, присущее технологическому мышлению, наделяет системообразующие принципы решающим значением. Современный человек убежден в том, чтя подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не может существовать. В данном случае технологическое мышления обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании способности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой стороны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого - либо вида продукции в сфере производственной деятельности. Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и доступное определение, В ней он видел "отыскание способов производства полезного из бросового, бесполезного".

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)". Сегодня можно говорить о всеобщей технологии. Причем, она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности, т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах;

- в социальном (широком) плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

- в личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Технологическая культура является одним из фундаментальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсальных культур, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и человека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические последствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образования подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятельности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают новые звучания основные вопросы этики, идет процесс формирования техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстетика, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной деятельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий материального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной деятельности.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека. А сформированность технологической культуры показывает профессиональную зрелость специалиста и, следовательно, может выступать его ключевой компетенцией.



















Горбунов Владимир Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Аспирант кафедры теории и методики преподавания технологии и предпринимательства

Технологическая культура как ключевая компетенция учителя технологии и предпринимательства.

Науч. Рук. Баженов Валерий Михайлович к.п.н, доц.

Форма участия – очная

Г. Кострома, ул. 1 мая, 14

[email protected]








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Автор: Баженов Валерий Михайлович

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык как ключ к пониманию культуры. "
    ["seo_title"] => string(38) "iazyk-kak-kliuch-k-ponimaniiu-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "123490"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414507644"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionno-piedaghoghichieskii-proiekt-kompietientnostnyi-podkhod-k-priepodavaniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "142437"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418297072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства