kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специалист, не обладающий высоким уровнем сформированности технолоическрй культуры не способен добиться профессионализмв в любой специальности, так как уровено сформированности предполагает обладание большой гаммой умений, навыков (компетенций) в своей профессиональной области, владение  коммуникационной, графической, информационной, культурой труда и быта, выполняя важные фунции гражданина, труженика, семьянина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста »

Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Слово "технология" происходит от греческого "techne" -искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Очевидно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два момента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для понимания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реальность понимается как реляционная сеть, создаваемая человеком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на основе телеологических рассуждений, функционального планирования и рационального осуществления запланированного, При этом все существующее представляется результатом целенаправленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызывает к жизни, запланированному функционированию таких организмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средства-системы функционируют изначально рационально и целесообразно.

Стремление к систематизации, присущее технологическому мышлению, наделяет системообразующие принципы решающим значением. Современный человек убежден в том, чтя подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не может существовать. В данном случае технологическое мышления обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании способности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой стороны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого - либо вида продукции в сфере производственной деятельности. Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и доступное определение, В ней он видел "отыскание способов производства полезного из бросового, бесполезного".

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)". Сегодня можно говорить о всеобщей технологии. Причем, она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности, т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах;

- в социальном (широком) плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

- в личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Технологическая культура является одним из фундаментальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсальных культур, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и человека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические последствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образования подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятельности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают новые звучания основные вопросы этики, идет процесс формирования техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстетика, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной деятельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий материального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной деятельности.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека. А сформированность технологической культуры показывает профессиональную зрелость специалиста и, следовательно, может выступать его ключевой компетенцией.



















Горбунов Владимир Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Аспирант кафедры теории и методики преподавания технологии и предпринимательства

Технологическая культура как ключевая компетенция учителя технологии и предпринимательства.

Науч. Рук. Баженов Валерий Михайлович к.п.н, доц.

Форма участия – очная

Г. Кострома, ул. 1 мая, 14

[email protected]








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая культура как ключевая компетенция будущего специалиста

Автор: Баженов Валерий Михайлович

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык как ключ к пониманию культуры. "
    ["seo_title"] => string(38) "iazyk-kak-kliuch-k-ponimaniiu-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "123490"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414507644"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionno-piedaghoghichieskii-proiekt-kompietientnostnyi-podkhod-k-priepodavaniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "142437"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418297072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства