Отчет об оценивании компетентности учителей своей школы основан на проведение анкетирования педагогов, исследование учебного процесса педагогов и определены конкретные цели для дальнейшей работы в контретной школе.Целью работы явилось определение уровня повышения компетентности и профессионального роста учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание компетентности учителей »
Отчет об оценивании компетентности учителей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Ведь успешная педагогическая деятельность напрямую зависит от совокупности профессиональных и личностных качеств. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Одной из важных задач исследования изменений в школе было определение уровня развития профессиональных компетенций педагогов.
С целью определения происходящих процессов изменений учителей и активной работы по внедрению новых подходов в обучении учащихся проведено анкетирование. Совместно с командой развития школы проведен анализ анкет и получены результаты, которые представлены в виде диаграммы уровня развития педагогической компетентности. Проведя анкету из Руководства, которая рассматривает профессиональную компетентность учителя в аспекте его преподавательской деятельности, исследования развития основных его умений и навыков, которые применяются на уроках, выделили несколько групп таких умений.
Роли учителя в традиционной практике преподавания уделяется большое внимание.
А что наблюдается при внедрении новых подходов в преподавании? Учителя осознают, что необходимо поощрять речь учащихся, которая способствует развитию мышления. Это дает возможность учителю видеть на каком этапе находится решение задачи и вовремя внести корретировки. А совместное обсуждение проблемы дает возможность креативно мыслить и творчески подходить к решению задач. Так, в начале исследования процент педагогов, чья речь занимала на уроках более 50% был высоким. Далее он заметно снизился.
Когда отношения педагогов с учащимися носят доброжелательный характер и на протяжении всего урока сохраняется позитивный настрой, тогда можно говорить о развитии положительной мотивации. Из представленной ниже диаграммы видно, что и ранее данные показатели были достаточно высоки. Что свидетельствует о профессионализме учителей и благоприятном психологическом климате в школьном коллективе, но тем не менее, и здесь наблюдается рост.
Диаграмма 3. Мотивация сохраняется весь урок
Исследуя компетентность учителей в вопросах целеполагания, следует обратить внимание на возросшую потребность четкого их формулирования на каждом этапе урока, а также умения привлечь к постановке цели самих учащихся.
Диаграмма 4. Привлечение учащихся к постановке целей урока
Еще одной важной составляющей современного урока является его способность учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие учащихся. При этом у учащимся предоставляется возможность обсуждать во время урока задания со своими одноклассниками, задавать друг другу вопросы, свободно передвигаться по классу для работы с другими учениками. Практика показывает, что это положительно сказывается на дисциплине и качестве урока, так как ребята сами вырабатывают правила работы в группе. Вместе с тем, это повышает уверенность при высказывании своей точки зрения и развивает индивидуальные особенности.
Диаграмма 5.Свободное обсуждение между учащимися
Диаграмма 6.Работа учащихся в группе
Оценивание собственной деятельности и результативност учащихся тесным образом связаны с способностью учителя рефлексировать. В последнее время возросла роль оценки, разрабатываются критерии оценки, к этой работе часто привлекаются сами учащиеся. Также большое внимание уделяется само- и взаимооцениванию.
Диаграмма7. Самооценка и взаимооценка учащихся
Рефлексия, проводимая в конце урока, дает возможность выразить участникам процесса свое мнение относительно урока вообще и своего в нем участия, и служит обратной связью, позволяет учитывать все плюсы и минусы при дальнейшем планировании.
Диаграмма 8. Саморефлексия Диаграмма 9.Обратная связь
Раньше учебный процесс был ориентирован на среднего ученика, а сейчас, с внедрением новых подходов в процесс обучения, применяется индивидуальный подход. При этом сильные ученики становятся консультантами слабых, помогают им лучше усвоить учебный материал.
Диаграмма 10. Помощь сильных учащихся слабым
Способность формировать необходимые умения и навыки наблюдается при тесном сотрудничестве педагогов и учащихся. Эти умения формируются и носят творческий характер. Можно сделать вывод о том, что с момента первого исследования все эти процессы стали носить более качественный характер.
Диаграмма11.Сотрудничество учащихся
Также важной в педагогической деятельности является информационная компетенция, которая тоже получила свое развитие с момента начала исследования. Наблюдается активизация учителями использование ИКТ как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью уроков нового формата стало использование компьютерных технологий. Учителя при подготовке к уроку стали чаще использовать информацию из сети Internet, готовят различный раздаточный и дидактический материал. Почти все учителя на сегодня имеют навыки работы с ПК, электронной почтой и образовательными сайтами.
Диаграмма 12.Использование ИКТ
Анализ повторного анкетирования позволил получить объективную оценку об эффективности форм работы по профессиональному развитию и созданию условий для педагогического роста педагогов, развитию их профессиональной компетентности.
Выявленные проблемы в развитии педагогических компетентностей педагогов можно решить продолжая системную работу по внедрению идей семи модулей уровневой Программы, новых подходов в преподавании и обучении через проведение процесса менторинга, коучинг- занятий, Lesson Study. Необходимо акцентировать внимание педагогов на конечный результат работы и проведении рефлексии своей педагогической деятельности.
В сравнении с первым исследованием и анализируя характер профессиональных компетентностей педагогов школы, следует отметить их рост за данный промежуток времени (6 месяцев).
Психолого-педагогическая компетентность позволила повысить мотивацию учащихся, и используя системный подход в решении проблем в обучении, позволила накопить опыт самостоятельного обучения, умения рефлексировать.
Также получила свое развитие и компетентность отношений. Учитель постоянно осуществляет обратную связь, большое внимание стало уделяться диалоговому обучению, ученики увереннее чувствуют себя при выполнении совместных заданий. Речь учителя в течение урока стала использоваться меньше и как следствие снизилось доминирование учителя.
Заметно возросло использование ИКТ в обучении, которое наблюдается как при подготовке к уроку так и в процессе самого урока. Приобретенные навыки владения новыми программами позволяют учителям быть в постоянном поиске и систематизировать накопленный материал, активно обмениватся наработанным опытом с коллегами. Учителя активнее осваивают профессиональные интернет сети, принимают участие в он-лайн олимпиадах, конкурсах, размещают на сайтах собственные наработки.
Управленческая компетентность в преподавательской деятельности учителя по-прежнему является важной. Она позволяет правильно планировать урок, использовать различные формы работы, дифференцировать задания, рационально использовать время, ставить определенные задачи для каждого этапа урока и получать соответствующий результат. Если в начале исследования у учителей, особенно молодых, имелись определенные трудности, то при использовании новых подходов эти проблемы отошли на второй план. обучаясь у более опытных коллег, овладевая методикой преподавания, учителя по- новому планируют уроки и совместно с коллегами делают учебный процесс в классе управляемым. Процесс взаимообучения сильными учениками слабых контролируется и направляется учителем.
Центральное место в образовании, ориентированном на результатприобретает оценивание и анализ учебного процесса. Расширить диапазон оценки, выявить слабые стороны в обучении учеников, искать пути их устранения позволила данная компетентность. Повысился процент педагогов которые стали проводить рефлексию учебного процесса.
Результаты опроса пункта М 2-й TALIS
От потребности учителя в профессиональном росте зависит его профессиональное развитие, стремление к внедрению новых технологий в свою педагогическую практику.
Сравнительный анализ первого и второго исследования преподавания и учения TALIS позволил определить не только существующие проблемы, но и выявить динамику роста профессионального развития учителей школы.
По всем критериям анкет заметно изменение, что, на мой взгляд, связано с активизацией внедрения новых подходов и идей семи модулей в процессы преподавания и обучения. Это стало возможным благодаря слаженной работе команды развития, учителей и эффективностиуправления со стороны администрации. У коллег возрастает потребность в знаниях и понимании обучающей практики по предметам.
За этот небольшой период времени в школе произошли изменения, так как почти каждый учитель понял что сегодня, для того чтобы добиться результатов в собственной практике необходимо заниматься своим профессиональным развитием и совершенствоваться как учителю предметнику. Команда развития школы с целью передачи собственного опыта и обучения коллег новым подходам проводит целенаправленную работу в этом направлении. В коллективе восемь человек прошли уровневую подготовку, шестеро из них уже сертифицированы, остальные находятся в стадии завершения. 4 учителя повысят свой профессиональный уровень в этом году. Они отмечают влияние курсовой подготовки и других видов профессионального развития на их деятельность.
Новые формы работы, такие как коучинг, менторинг, участие в сетевых сообществах, проведение исследований ранее практически не применялись в педагогической практике. Сейчас же ситуация изменилась. Так, в сравнении с первым исследованием, изменился взгляд учителей на процесс преподавания и обучения. Они отмечают, что теперь большое влияние на педагогический опыт оказывает участие в курсовой подготовке, в работе сетевых сообществ и применение новых форм работы с педагогическим коллективом, таких как коучинг и менторинг.
Для педагогов на 10 % возросла роль проведения исследовательской работы, из разряда умеренного влияния на педагогический опыт, в разряд сильного влияния. Появилась необходимость знать, в какой степени их педагогические воздействия влияют на учащихся, анализировать, прогнозировать результаты обучения для повышения качества обучения.
Незначите-льное
умеренное
Силь-ное
курсы
6
53
41
образовательные конференции, семинары
0
42
0
повышение квалификации
0
8
10
визиты в другие школы
25
42
0
сетевое сообщество
0
25
38
исследования
4
6
11
менторинг, коучинг
0
17
34
За небольшой период времени педагогами школы сделан значительный рывок в плане знакомства с различными видами профессионального развития. С удовлетворением учителя школы отмечают тот факт, что изменился формат повышения квалификации.
По данным диагностики видно, что учителя стали лучше разбираться в методике оценивания учеников, на порядок меньше стало вопросов по управлению работой в классе, а также произошли изменения в понимании того, какие знания и умения необходимы для приобретения тех или иных знаний по преподаваемому предмету. Активизировалось освоение новых знаний, которое нацелило на переосмысление уже
имеющегося опыта. Применение формативного и суммативного оценивания позволило увидеть «плюсы и минусы» как в работе учащихся, так и в работе учителей; что позволило внести корректировки в практику преподавания и обучения.
Возросли и навыки в области ИКТ для преподавания. Что позволило повысить цифровую грамотность не только учителей, но и учащихся, облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий.
Педагоги стали испытывать высокую потребность в знаниях и понимании собственной практики работы по предмету, и это радует, т.к. педагоги стремятся постоянно пополнить свой багаж знаний. Возросла потребность в обучении учащихся со специальными учебными потребностями, где рассматривается индивидуальный подход к обучению, учет возможностей учащихся, немаловажна для них и ученическая дисциплина и проблемы поведения учащихся, управление работой в классе и преподавание в межкультурной среде. По прежнему остается неизменным мнение учителей о высоком уровне необходимости содержания и стандартов преподавания по своему предмету.
нет необходимости
низкий
умеренный
высокий
содержание и стандарты преподавания
7
42
33
18
методика оценивания
0
16
52
32
управление работой в классе
7
13
58
22
знания и навыки предмета
5
20
41
34
знание и понимание обучающей практики
0
53
25
22
навыки в области икт
0
17
60
23
обучение учащихся со спецпотребностями
0
33
42
8
дисциплина и поведение
8
8
67
17
управление и администрация
17
17
58
8
преподавания в межкультурной среде
8
42
33
17
консультирование учащихся
0
8
67
25
Определенные изменения в процессе рефлексии личного опыта каждого учителя произошли за довольно короткий промежуток времени и это является очевидным фактом. Внедрен мониторинг деятельности педагогов.
Повышение воспитательной направленности образовательного процесса напрямую зависит от роли в ней классного руководителя. В связи с этим решается в классах проблема ученической дисциплины и поведения, индивидуального подхода. Немаловажную роль играет и положительная оценка со стороны администрации, мотивирующая повышение качества
и учебные достижения учащихся. Учителями стало уделяться больше внимания планированию, как среднесрочному, так и краткосрочному. Ведь основной целью нововведений является повышение качества образования через применение новых подходов. Такая мотивация в работе, позволяет учителю найти ответ на главный вопрос: как необходимо действовать в конкретной учебной ситуации для достижения высоких результатов. Поэтому появляется потребность глубже изучить методическую литературу по профилирующему предмету.
без изменений
небольшие
средние
большие
классное руководство
0
45
8
47
знание и понимание предмета
0
8
58
17
знание и понимание практики
0
0
58
34
разработка плана
0
17
45
38
обучение учащихся со спецпотребностями
8
42
33
17
дисциплина и поведение
0
42
25
33
преподавание в межкультурной среде
0
42
41
17
тестовые оценки учеников
0
25
37
38
Работа учителя, классного руководителя, руководителя школы усложняется так как увеличивается социальное и этнокультурное разнообразие учащихся, а также количество реформ и меняющиеся требования к образованию.
Создавая в школе благоприятную среду, мы привлекаем молодых специалистов и поддерживаем опытных педагогов. Этим обеспечивается
поддержка профессионального развития и сотрудничества со стороны администрации, местного сообщества. Так как все понимают важность выработки критериев системы успешной образовательной практики.
А способом улучшения результатов работы школы является развитие школьного лидерства.
Проведенное исследование TALIS позволило сделать выводы об изменениях, которые уже произошли и определить перспективу:
Учителя внедряют новые подходы в обучении и преподавании;
Учителя планируют деятельность, корректируют практику работы на основе данных, полученных при исследованиях;
Учителя, используя идеи программы для самосовершенствования профессиональной деятельности, применяют различные формы и методы обучения и оценивания;
Учителя знают новые методы, понимают и применяют подход LessonStudy в школьной практике;
Ученики являются активными участниками процесса обучения;
Учителя профессионально развиваются, обобщают и транслируют собственный опыт.
Дополнительные записи ментора о встречах с заместителем директора
С целью организации работы по внедрению изменений школьной практики, проведения исследования в действии и организации иcследования класса Lesson Study проведены встречи с заместителем директора по учебной работе. На данных встречах с завучем обсуждались следующие вопросы:
- тематика проведения коучинг - сессий, рефлективных отчетов коучей;
- осуществление процесса менторинга после коучингов: транскрипт или список вопросов; проведение открытых уроков;
- проведение исследования Lesson Study и анализ уроков;
- разработка среднесрочного планирования;
- работа в сетевом сообществе и подготовка рефлективных отчетов о работе.
Для организации работы по развитию школы появилась необходимость постоянного взаимодействия с командой развития. В этом большую помощь оказала заместитель директора по УР. Было проведено три заседания, касающиеся планирования работы.
В ходе встреч со своим менти определялись проблемы, выявленные в ходе анкетирования педагогов школы, знакомились с предварительным планом развития школы, целями и ожидаемыми результатами, определили формат ведения протоколов встреч.
Дальнейшие записи мониторинга коучинга.
Заключительным этапом стало заседание на котором проведен анализ коучинг-сессий, рассмотрены итоги промежуточного анкетирования учителей. Я, как лицо, проводившее исследование, выступала с анализом проведенных коучинг-сессий. Мною отмечено, что коучинг-занятия, проведенные коллегами, способствовали применению новых подходов в обучении, таких как групповая работа, формативное и суммативное оценивание, диалоговое обучение, использование ИКТ, стратегию критического мышления, работу в парах, работу с одаренными детьми, лидерство в обучении, позволили учителям повысить свой профессиональный уровень. В процессе коучингов учителя охотно делились своими идеями, развивали их в процессе работы. Такой непрерывный процесс передачи, накопления опыта и знаний, позволил обеспечить преемственность. процесс коучинга позволил выявить и развивать у учителей имеющиеся лидерские качества, которые оказывают положительное влияние на коллег.
Подводя итоги своего взаимодействия с заместителем и командой развития в ходе шестимесячной практики следует отметить, что:
В школе создана коллаборативная среда для успешного внедрения идей уровневых программ;
Педагоги, сертифицированные по разным уровневым Программам, активно внедряют идеи семи модулей;
Учителями активно используются новые формы исследования классов;
Учителя осознано и целенаправленно работают над развитием своего профессионального уровня;
Наблюдается повышение мотивации учащихся к обучению.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО "
["seo_title"] => string(176) "razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-inostrannogho-iazyka-kak-sriedstvo-povyshieniia-iazykovogho-obrazovaniia-v-usloviiakh-podghotovki-i-vviedieniia-fgos-ooo"
["file_id"] => string(6) "139068"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1417633834"
}
}