- Молодцы, ответьте на вопрос: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями?
- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Теперь послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас.
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке чтения? У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек соответствует вашему настроению. Выберите её, покажите.
- У всех хорошее настроение. (Если имеется плохое настроение: Я думаю у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.)
Проверка домашнего задания: Кто напомнит нам домашнее задание?
(Ответы детей)
Прочитать рассказ «Декабрь»
Подготовить пересказ по плану
Подготовить рисунки о зиме.
Чтение рассказа Г.Скребицкого «Декабрь».
Пересказ по плану
План:
Снова зима
Узор следов на снегу
Снег дает приют и птицам
Длинные ночи, короткие дни.
3. Обобщающая беседа
Какие же изменения произошли в природе с наступлением зимы?
(Выпал белый, пушистый снег; сразу стало как-то светлее; в воздухе крепко морозит; нет пронизывающего ветра; на сучьях и ветках лежит белый снег; дни становятся короче, а ночи длиннее; лесные обитатели попрятались в свои норы).
Ребята, а как живется птицам зимой?
(Им голодно и холодно).
А мы им как-то можем помочь?
(Дети рассказывают о кормушках).
Воспитательный момент
Молодцы, ребята, я рада за вас! Вы делаете доброе дело, а ведь именно добрые дела украшают человека.
А теперь посмотрим ваши рисунки. Обратите внимание на изображение барсука, ежа, медведя.
А почему нельзя увидеть их следов в зимнем лесу?
А теперь давайте посмотрим на птиц: рябчик, тетерев, глухарь.
В как они спасаются в зимнем лесу от холода?
Ребята, вам понравились рисунки ваших товарищей. Мне тоже понравились! Большое спасибо за вашу работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность и деятельность всего класса, умение сопереживать, делать добрые дела.
Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева, картина «Зима», презентация «Зимний лес», пьеса П.И. Чайковского «Декабрь», презентация стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою», рисунки детей, ноутбук, проектор, экран, акустическая система.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Психологический настрой учащихся:
- Молодцы, ответьте на вопрос: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями?
- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Теперь послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас.
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке чтения? У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек соответствует вашему настроению. Выберите её, покажите.
- У всех хорошее настроение. (Если имеется плохое настроение: Я думаю у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.)
Проверка домашнего задания: Кто напомнит нам домашнее задание?
(Ответы детей)
Прочитать рассказ «Декабрь»
Подготовить пересказ по плану
Подготовить рисунки о зиме.
Чтение рассказа Г.Скребицкого «Декабрь».
Пересказ по плану
План:
Снова зима
Узор следов на снегу
Снег дает приют и птицам
Длинные ночи, короткие дни.
3. Обобщающая беседа
Какие же изменения произошли в природе с наступлением зимы?
(Выпал белый, пушистый снег; сразу стало как-то светлее; в воздухе крепко морозит; нет пронизывающего ветра; на сучьях и ветках лежит белый снег; дни становятся короче, а ночи длиннее; лесные обитатели попрятались в свои норы).
Ребята, а как живется птицам зимой?
(Им голодно и холодно).
А мы им как-то можем помочь?
(Дети рассказывают о кормушках).
Воспитательный момент
Молодцы, ребята, я рада за вас! Вы делаете доброе дело, а ведь именно добрые дела украшают человека.
А теперь посмотрим ваши рисунки. Обратите внимание на изображение барсука, ежа, медведя.
А почему нельзя увидеть их следов в зимнем лесу?
А теперь давайте посмотрим на птиц: рябчик, тетерев, глухарь...
В как они спасаются в зимнем лесу от холода?
Ребята, вам понравились рисунки ваших товарищей. Мне тоже понравились! Большое спасибо за вашу работу.
Сообщение темы урока
Но зимняя тема у нас продолжается, и сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима». (На доске открывается надпись Федор Иванович Тютчев (1803 - 1807) «Зима»).Портрет Ф.И. Тютчева.
Изучение новой темы
Ф. И. Тютчев - известный русский поэт, живший теперь уже в позапрошлом 19 веке. Мы по праву можем называть его своим земляком, потому что родился он 5 декабря 1803 года в имение Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Почти 50 лет своей жизни он занимался литературным творчеством и написал много стихотворений о красоте родной природы - и «Чародейкою зимою» одно из них.
1.Первичное восприятие стихотворения.
- Я прочту вам это стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите мне:
Каким же необычным словом называет поэт зиму в своем стихотворение. Учитель читает стихотворение наизусть. Чтение сопровождается тихой музыкой П.И. Чайковского «Декабрь».
2.Проверка первичного восприятия.
После прочтения учитель уточняет у детей понравилось ли им стихотворение, и повторяет задание.
Каким словом автор называет зиму?
Чародейка.
А что означает это слово?
Минутка отдыха
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
1.Работа в парах по карточкам
Даны слова:
Чародейка
Очарован
Бахрома
Детям дается задание подобрать близкие по значению слова.
Чародейка - волшебница, фея, колдунья.
А теперь открывайте учебники, и мы прочитаем это стихотворение вместе. Обратите внимание с каким чувством надо читать это стихотворение.
Учитель читает стихотворение по учебнику, дети следят. После прочтения вопрос:
С каким чувством надо читать это стихотворение?
Ответы детей, (с чувством радости, восхищения, торжественно).
(Учитель добавляет)
С чувством гордости за красоту родной природы.
Вот и мы с вами попробуем сейчас научиться читать это стихотворение правильно и выразительно, а пока я предлагаю немного расслабиться и совершить путешествие в зимний лес. Л прежде давайте вспомним правила поведения в лесу. Ведь мы должны идти туда добрыми друзьями для лесных обитателей. (Ответы детей)
Сядьте поудобнее, расслабьтесь и посмотрите на доску.
Релаксационная пауза, (сопровождающаяся тихой музыкой и слайдами)
Вы ощутили себя счастливыми, бодрыми, здоровыми и мы можем продолжить наш урок.
Обращайте внимание на знаки препинания, повышайте и понижайте голос, тон, где нужно, выделяйте голосом важные слова.
(Учитель читает по учебнику, дети следят)
А теперь попробуйте вы! (читают 2-3 человека)
О чем говориться в 1-й строфе (Ответы детей)
Подберите слова близкие по значению слову чародейка.
(Ответы детей)
А как вы думаете колдовство чародейки доброе или злое?
(ответы детей)
Кто околдовал лес?
(Выразительное чтение)
Работа над 2-й строфой.
(Учитель читает по учебнику, дети следят)
А в какой строфе чтение должно быть более торжественным?
(Ответы детей)
Дети читают строфу про себя, а потом 2-3 человека вслух.
О чем говориться во второй строфе?
Дети: О зимнем лесе
А какой это лес?
Он околдован, он волшебный, он спит под снежным покрывалом, он красивый.
А как вы понимаете выражение «Весь окутан, весь окован легкой тенью пуховой»
Лес покрыт белым пушистым снегом и серебристым инеем.
А почему лес называют околдованным?
потому что в зимнем уборе он очень красивый, как в волшебной сказке.
А кто же околдовал лес?
Волшебница, чародейка зима.
А каким словом близким по значению можно заменить слово «очарован», околдован?
Чтение стихотворения целиком.
4. Сравнительная работа по стихотворению и картине.
Какие строки из нашего стихотворения можно подписать под этой картиной. (Дети читают)
А чем отличается зимний лес на картине от зимнего леса в стихотворение?
(Ответы детей)
Просмотр и прослушивание стихотворения в видеоклипе.
Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса? (Найти в тексте)
Наша родная природа очень красивая. Нужно уметь любоваться этой красотой. Природу нужно еще и оберегать, чтобы другие люди могли увидеть ее красоту.
Посыл на доброту.
Добрые дела украшают человека! Давайте с вами вспомним и назовем, какие добрые дела мы сделали сегодня на уроке.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, учащимся 3 уровня - 1 строфу.
VIII. Подведение итогов.
-С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?
А кто его написал?
Понравилось ли вам это стихотворение?
Какие мысли и чувства она у вас вызывает?(Наша родная природа очень красивая. Нужно уметь любоваться этой красотой. Природу нужно еще и оберегать, чтобы другие люди могли увидеть ее красоту.)
Выставление оценок и их аргументирование.
XIII.Рефлексия
На уроке я радовался, потому что…………………….
На уроке я злился, потому что……………………………
Я могу похвалить себя за……………………………………..
- На этом наш урок окончен. Спасибо за активную работу