Учитель русского языка и литературы : Зинекешова А.Ж
Средняя школа №1 г.Эмбы.
Предмет: Русский язык для 5 класса с нерусским обучением
Тема: Сочинение на тему : « Зимушка зима »
Цель: Дать общее понятие о теме сочинения и научить правильно составлять план.
Задачи: 1) Научить писать сочинение, раскрывая тему, выделяя правильно части текста, используя эпиграф
2) Развивать навыки грамотного письма, творческие способности учащихся, выражать мысли в письменной в форме, обогощать словарный запас.
3) Прививать любовь к родному языку.
Задачи по сочинению:1. Обобщать по теме проекта
2. Составить план текста
3. Написать сочинение правильно разбив на части, используя красивые, образные слова.
Наглядные пособия: Музыка и стихи поэтов и крылатые слова.
Ход урока
І.Оргонизационный момент.
Приветсвие: С добрым утром начать день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать.
А работать и писать.
ІІ. Проверка домашнего задания:
Кто автор произведения « Синичкин календарь»?
( В. Бианки)
Какие стихотворения вы знаете о зиме ?
Что такое пейзаж?
Что такое портрет?
ІІІ. Орфографическая и лексическая подготовка
Учитель: какие слова- ключи нужны будут для написания сочинения?
Назовите « зимние слова »?
Зимс, снег, мороз, снежинки, снеговик и др. ( в тетради надо записать в столбик)
Зима (какая?) сказочная, красивая, пушистая, волшебная, белая.
Снег (какой ?) белый, пушистый, серебристый кристальный.
Мороз ( какой ?) сильный, жгучий.
Снежинки ( какая?) разные, пушистые, белые.
Снеговик (какой?) удивительный, задорный.
Зима ( что сделалаа?) заволокла, пожаловала
Снег( что делает?) кружится,искритя, идет.
Мороз ( что делает?) трещит, обжигает.
Снежинки ( что делает?) кружат, порхают.садятся.
Учитель: сейчас вм предстоит сосредаточиться, подумать над темой вашего сочинения и его содержанием.( составить план сочинения)
Учитель: Запишите в тетради тему своего сочинения, и давайте запищем эпиграфы для нашего сочинение.
Стихи про зиму
1.Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит. ( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)
2.Чародейкую Зимою
И под снежной бахрамою
Неподвижную,немою.
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И Тютчев )
3.Зима еще хлопочет
И на весну ворчит
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит. ( Ф. И. Тютчев)
4. Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится
Стали дни коротки сролнце светит мало
Вот пришли морозы,и зима настало
И под утро снегом поле заболело
Точно пеленою все его одело. ( И. З Суриков)
План сочинения:
Эпиграф:
« Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится»
І. Сказочная пора
ІІ. Пушистый снег.
ІІІ. Мороз не велик, а стоять не велит
Зима.. Зима – это сказочная пора. Оно по своему краива. Зимой как будто в сказке, не хватет только белой лошади и кареты.Зиму называют чарадейкой, котороя мешает косматым рукавом,хватается красотой лесного царства,весело усмехается и тешится над людьми.
Пущистый снег укрывает землю белым пушистым покрывалом, а мороз ей помощник помогает ей. Он щекочет нос, щеки, рисует красивые узоры на стеклах.Зима по себе пушистая и снежная. Зима- она как лохматый пушистый друг. Мороз старший брат целует щеки, не дает покоя.
Мороз не велик, а стоять не велит
Итоги урока: Что мы узнали на уроке?
С какими новыми словами познокоимлись ?
Каие ключивые слова были у нас?
Задание на дом: Написать небольшое эссе о впечатлении о нашем уроке