kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!

-Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь!                 /Слайд №1/

II. Проверка домашнего задания

-Какое задание вы выполняли дома?         /Слайд 2/

а)  Составление диафильма по рассказу Г.Скребицкого «Передышка» и пересказ текста.

-Сколько кадров у вас получилось?

-Перескажите текст по кадрам составленного диафильма.

-Какую роль играет береза в тексте? /Объединяющую/

-Что объединяет береза в тексте?  В жизни?

-Какой прием использует автор в тексте? /Прием контраста/

б)  Работа над репродукцией картины «Березовая роща» /Слайд №3/

-Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в березовую рощу. На странице 55 вашего учебника вы найдете репродукцию с картины.

-Кто автор этого пейзажа?

-Как называется картина?

-Представьте, что вы вошли в эту картину. Что вы увидели?/ В своей картине "Березовая роща" Куинджи передает удивительно живо и ярко красоту летнего солнечного дня. Залитые светом, белые, почти светящиеся березы — и густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень — и ослепительно-голубое небо. Все здесь построено на контрастах. Создается впечатление, что нарядные березки-подружки вышли на прогулку,  и шепчутся друг с другом, разбежавшись по всей поляне.  Художник так мастерски показал нам кусочек утопающей в солнечных лучах рощи, что кажется, будто вот-вот услышишь шелест березовых крон и щебет птиц, увидишь мелькающие между стволов сарафаны девушек, вышедших в лес за грибами-ягодами./

-Чему учит нас автор? /Куинджи и другие мастера живописи учат нас беречь и ценить родную природу, видеть прекрасное в самом обычном и повседневном и бескорыстно делиться своими впечатлениями и хорошим настроением./

III. Физминутка                                                     /Слайд №4/

IV. Сообщение темы                                           /Слайд №5/

1. Актуализация  знаний

- Откройте учебник на странице 56.

- Что вы заметили? /Красная рамка, эмблема года, эпиграф/

- Вспомните эпиграф для эмблемы года.        /Часы бегут, часы спешат, но время не вернуть назад/

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

-Да, вы правильно сказали, сегодня на уроке мы прочтем стихотворение Ф.И.Тютчева, найдем литературные приемы и следы волшебной сказки в данном стихотворении.

V. Работа над новой темой

1. Работа с учебником

-Прочтите эпиграф данной страницы.   /Весна на цыпочках крадется…/

-Как вы его понимаете?                            /Крадется на кончиках пальцев ног/

-Как вы думаете, почему весна крадется на цыпочках?   /Хочет появиться неожиданно/

-Сейчас мы прочтем это стихотворение и узнаем, как к этому отнеслась зима.

2. Знакомство со стихотворением. Чтение стихотворения детьми вполголоса под музыку                                                                     /Слайд №5/

-Понравилось стихотворение?

-Чем?

3. Анализ произведения                                                                  /Слайд №7/

-О чем это стихотворение?  /О борьбе зимы и весны/

-Какие два образа рисует нам поэт? /Холодной зимы и теплой весны/

-На каком приеме построено стихотворение? /Прием контраста/

-В виде кого поэт изображает зиму? /В виде старухи/

-Почему? Найдите подтверждение. /Взбесилась ведьма злая/

-Кто такая ведьма?

-А в виде кого поэт изобразил весну? /В виде ребенка/

- Найдите подтверждение в стихотворении.

-А почему такой образ – «дитя»? /Весна только начинается/

-Какой вы ее себе представляете? /Совсем маленькой, не обращающей внимания на зиму/

-Найдите подтверждение в тексте. Прочтите

-Скажите, о каком месяце весны идет речь? Почему? Найдите подтверждение в тексте. Прочтите. /Говорится о жаворонке/

-Издавна на Руси был обычай 21 марта выпекать из теста жаворонков, тем самым показывая, что люди ждут весну.                                          /Слайд №8/

4. Чтение стихотворения детьми

5. Словарь                                                                                             /Слайд №9/

-Какое непонятное слово встретили?

-Как вы понимаете смысл слова «нудит»?

-Где можно узнать смысл этого слова?

-Как вы понимаете смысл слов «все засуетилось»?

6. Продолжение работы над стихотворением

-Что в этом стихотворении,  правда, а что вымысел?

-К какому жанру можно отнести стихотворение?

-Почему?

-Легко ли вам представить то, о чем пишет Ф.И. Тютчев?

-Какой прием использует поэт в стихотворении? /Прием олицетворения/

-Найдите подтверждение в тексте. Прочтите

-Посмотрите на рисунок учебника. Что видите?

-Какой прием использует художник? /Прием олицетворения/

-С помощью  каких слов автор показывает борьбу весны с зимой?

/С помощью глаголов/

7. Работа в паре.

-Перед вами текст со стихотворением Ф.И. Тютчева. Подчеркните глаголы

8. Выразительное чтение стихотворения

9. Беседа об авторе.                                                                           /Слайд №10/

-А что вы знаете об авторе?

-Это прекрасное стихотворение написал Ф.И. Тютчев, известный русский поэт, который еще с детства полюбил поэзию, литературу. Ф.И. Тютчев был почти ровесником А.С. Пушкина, но когда А.С. Пушкин был уже знаменит, Федора Ивановича мало кто знал, как поэта. А.С. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в журнале «Современник». Первый сборник стихов у Ф.И. Тютчева вышел, когда ему было уже 50 лет.

10. Составление синквейна.

11.  Рефлексия

Оцените свою деятельность на  уроке:

- Зеленую карточку, если вы участвовали на уроке;

- Желтую карточку, если вы мало работали на уроке;

- Красную карточку, если вы совсем не работали  на уроке.

- Где вы еще видели сочетание таких  цветов?

-Для чего нам необходим светофор?

-Где вы видели светофор?

VI. Итог урока                                                                                    /Слайд №11/

-Какую цель ставили на уроке?

-Достигли цели?

-Чему научились на уроке?

VII. Домашняя работа:                                                                     /Слайд №12/

Страница 56 – задание по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» »

Министерство образования

Республики Башкортостан

отдел образования администрации

муниципального района Кармаскалинский район


















Составила: учитель МОБУ СОШ

с. Прибельский

Пермина Н.Н.






с.Прибельский - 2014 г.

Тема: Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель: Познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» и найти следы волшебной сказки в авторском тексте.

Формировать УУД:

-ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности; формирование эстетических чувств при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;

формирование начальных представлений о нравственных понятиях

-РегулятивныеУУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать свое предположение

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; уметь действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты; умение работать со словарем

Планируемые результаты:

Предметные: уметь сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический; уметь читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности; формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;

формировать начальные представления о нравственных понятиях

Метапредметные:

-РегулятивныеУУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать свое предположение

-Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

-Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; уметь действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты; умение работать со словарем

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о том, что на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» можно найти следы волшебных сказок. Совершенствовать умение выразительного чтения, анализа стихотворения, способствовать развитию связной речи, вниманию,

воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе

Учебно – методический комплект:

-Учебник «»Литературное чтение» для 2 класса Свиридова В.Ю., часть 2, стр.55-56;

-Презентация «Следы волшебных сказок в авторских текстах»;

-Алгоритм самооценки;







I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!

-Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь! /Слайд №1/

II. Проверка домашнего задания

-Какое задание вы выполняли дома? /Слайд 2/

а) Составление диафильма по рассказу Г.Скребицкого «Передышка» и пересказ текста.

-Сколько кадров у вас получилось?

-Перескажите текст по кадрам составленного диафильма.

-Какую роль играет береза в тексте? /Объединяющую/

-Что объединяет береза в тексте? В жизни?

-Какой прием использует автор в тексте? /Прием контраста/

б) Работа над репродукцией картины «Березовая роща» /Слайд №3/

-Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в березовую рощу. На странице 55 вашего учебника вы найдете репродукцию с картины.

-Кто автор этого пейзажа?

-Как называется картина?

-Представьте, что вы вошли в эту картину. Что вы увидели?/ В своей картине "Березовая роща" Куинджи передает удивительно живо и ярко красоту летнего солнечного дня. Залитые светом, белые, почти светящиеся березы — и густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень — и ослепительно-голубое небо. Все здесь построено на контрастах. Создается впечатление, что нарядные березки-подружки вышли на прогулку, и шепчутся друг с другом, разбежавшись по всей поляне. Художник так мастерски показал нам кусочек утопающей в солнечных лучах рощи, что кажется, будто вот-вот услышишь шелест березовых крон и щебет птиц, увидишь мелькающие между стволов сарафаны девушек, вышедших в лес за грибами-ягодами./

-Чему учит нас автор? /Куинджи и другие мастера живописи учат нас беречь и ценить родную природу, видеть прекрасное в самом обычном и повседневном и бескорыстно делиться своими впечатлениями и хорошим настроением./

III. Физминутка /Слайд №4/

IV. Сообщение темы /Слайд №5/

1. Актуализация знаний

- Откройте учебник на странице 56.

- Что вы заметили? /Красная рамка, эмблема года, эпиграф/

- Вспомните эпиграф для эмблемы года. /Часы бегут, часы спешат, но время не вернуть назад/

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

-Да, вы правильно сказали, сегодня на уроке мы прочтем стихотворение Ф.И.Тютчева, найдем литературные приемы и следы волшебной сказки в данном стихотворении.

V. Работа над новой темой

1. Работа с учебником

-Прочтите эпиграф данной страницы. /Весна на цыпочках крадется…/

-Как вы его понимаете? /Крадется на кончиках пальцев ног/

-Как вы думаете, почему весна крадется на цыпочках? /Хочет появиться неожиданно/

-Сейчас мы прочтем это стихотворение и узнаем, как к этому отнеслась зима.

2. Знакомство со стихотворением. Чтение стихотворения детьми вполголоса под музыку /Слайд №5/

-Понравилось стихотворение?

-Чем?

3. Анализ произведения /Слайд №7/

-О чем это стихотворение? /О борьбе зимы и весны/

-Какие два образа рисует нам поэт? /Холодной зимы и теплой весны/

-На каком приеме построено стихотворение? /Прием контраста/

-В виде кого поэт изображает зиму? /В виде старухи/

-Почему? Найдите подтверждение. /Взбесилась ведьма злая/

-Кто такая ведьма?

-А в виде кого поэт изобразил весну? /В виде ребенка/

- Найдите подтверждение в стихотворении.

-А почему такой образ – «дитя»? /Весна только начинается/

-Какой вы ее себе представляете? /Совсем маленькой, не обращающей внимания на зиму/

-Найдите подтверждение в тексте. Прочтите

-Скажите, о каком месяце весны идет речь? Почему? Найдите подтверждение в тексте. Прочтите. /Говорится о жаворонке/

-Издавна на Руси был обычай 21 марта выпекать из теста жаворонков, тем самым показывая, что люди ждут весну. /Слайд №8/

4. Чтение стихотворения детьми

5. Словарь /Слайд №9/

-Какое непонятное слово встретили?

-Как вы понимаете смысл слова «нудит»?

-Где можно узнать смысл этого слова?

-Как вы понимаете смысл слов «все засуетилось»?

6. Продолжение работы над стихотворением

-Что в этом стихотворении, правда, а что вымысел?

-К какому жанру можно отнести стихотворение?

-Почему?

-Легко ли вам представить то, о чем пишет Ф.И. Тютчев?

-Какой прием использует поэт в стихотворении? /Прием олицетворения/

-Найдите подтверждение в тексте. Прочтите

-Посмотрите на рисунок учебника. Что видите?

-Какой прием использует художник? /Прием олицетворения/

-С помощью каких слов автор показывает борьбу весны с зимой?

/С помощью глаголов/

7. Работа в паре.

-Перед вами текст со стихотворением Ф.И. Тютчева. Подчеркните глаголы

8. Выразительное чтение стихотворения

9. Беседа об авторе. /Слайд №10/

-А что вы знаете об авторе?

-Это прекрасное стихотворение написал Ф.И. Тютчев, известный русский поэт, который еще с детства полюбил поэзию, литературу. Ф.И. Тютчев был почти ровесником А.С. Пушкина, но когда А.С. Пушкин был уже знаменит, Федора Ивановича мало кто знал, как поэта. А.С. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в журнале «Современник». Первый сборник стихов у Ф.И. Тютчева вышел, когда ему было уже 50 лет.

10. Составление синквейна.

11. Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке:

- Зеленую карточку, если вы участвовали на уроке;

- Желтую карточку, если вы мало работали на уроке;

- Красную карточку, если вы совсем не работали на уроке.

- Где вы еще видели сочетание таких цветов?

-Для чего нам необходим светофор?

-Где вы видели светофор?

VI. Итог урока /Слайд №11/

-Какую цель ставили на уроке?

-Достигли цели?

-Чему научились на уроке?

VII. Домашняя работа: /Слайд №12/

Страница 56 – задание по выбору

















Дата: 30 марта

Класс:

Технологическая карта урока № 92

Целевой блок

Тема

Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель

Познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» и найти следы волшебной сказки в авторском тексте.

Формировать УУД:

-ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности; формирование эстетических чувств при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;

формирование начальных представлений о нравственных понятиях

-РегулятивныеУУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать свое предположение

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; уметь действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты; умение работать со словарем

Планируемые результаты

Предметные: уметь сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический; уметь читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности; формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;

формировать начальные представления о нравственных понятиях

Метапредметные:

-РегулятивныеУУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать свое предположение

-Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

-Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; уметь действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты; умение работать со словарем

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формировать представление о том, что на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» можно найти следы волшебных сказок. Совершенствовать умение выразительного чтения, анализа стихотворения.

Способствовать развитию связной речи, вниманию.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно – методический комплект

-Учебник «»Литературное чтение» для 2 класса Свиридова В.Ю., часть 2, стр.55-56;

-Пезентация «Следы волшебных сказок в авторских текстах»;

-Алгоритм самооценки;

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия

Стихотворение Ф.И. Тютчева,

Следы волшебных сказок в авторских текстах,

Репродукция картины А.И. Куинджи «Березовая роща»

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная

Межпредметные связи

Литература

Действия обучающихся

а) Составление диафильма по рассказу Г. Скребицкого «Передышка» и пересказ текста.

б) Работа над репродукцией картины А.И. Куинджи «Березовая роща»

1. Работа с учебником с.56

2. Знакомство со стихотворением. Чтение стихотворения детьми вполголоса под музыку

3. Анализ произведения

4. Чтение стихотворения детьми

5. Словарь

6. Продолжение работы над стихотворением

7. Выразительное чтение стихотворения

8. Беседа об авторе.

9. Составление синквейна.

10. Рефлексия

Диагностика результатов урока

-Какую цель ставили на уроке?

-Достигли цели?

-Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек: красной, зеленой, желтой

Домашнее задание

Страница 56 – задание по выбору:

-чтение стихотворения;

-выучить стихотворение наизусть









Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»


Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...


Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.



Синквейн


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Автор: Пермина Наталья Николаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130113


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства