Цель: расширять знания воспитанников о лекарственных растениях и их предназначении. Закреплять умение приготовить отвар из целебных трав. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Задачи: Образовательные: Раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека. Учить детей различать растения по внешнему виду. Познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав. Расширять кругозор школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Прививать желание вести здоровый образ жизни.
Ход экскурсии.
I. Мотивация и актуализация знаний
Здравствуйте ребята! (ребята поздоровались)
Всегда когда вы встречаетесь с друзьями и родными, или просто с незнакомыми людьми, то вы, как воспитанные дети, говорите слова приветствия. Поделитесь с нами вежливыми словами – приветствия. (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я вас приветствую, я рад встрече с вами)
Одним из слов приветствия было самое первое и часто употребляемое – это слово здравствуйте. Что мы желаем, когда приветствуем друг друга? (здоровья)
Что такое здоровье? Здоровье – это богатство, которое хранится внутри нас. Каждый должен беречь свое здоровье. Что может произойти, если неправильно относиться к своему здоровью? (можно заболеть)
А если вдруг человек заболел, что надо делать? (лечиться)
Чем мы лечимся? (лекарствами)
Ребята, а лекарственные препараты – это полезно или опасно?
Кто может назначать лекарства для больных людей? (врач) Кто может самостоятельно брать лекарства для приема? (взрослые)
Один из препаратов – это растения. Издавна люди заметили, что больные животные ходили в лес, на луг, чтобы съесть нужную траву, и выздоравливали. Люди стали искать помощи у разных растений и заметили, что одна трава помогает заживлять раны, другая - лечит от кашля, третья – придает сил энергии. А раз травы лечат, то люди решили назвать их как? (лекарственными)
Целеполагание
Мы с вами отправились сегодня в лес на экскурсию по изучению лекарственных растений леса. В процессе нашей экскурсии мы с вами раскроем ценность лекарственных растений для здоровья человека, поучимся различать растения по внешнему виду, познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.
Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.
Предварительная беседа перед экскурсией
Правила поведения младших школьников во время проведения экскурсий
Выполняй все требования воспитателя.
Будь дисциплинированным. Не отставай от группы и не уходи самовольно.
Помни и соблюдай правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в лесу.
Бережно относись к окружающей природе,
Не трогай и не бери в руки подозрительные предметы. Сообщи о них воспитателю.
Не оставляй после себя мусор в общественных местах, в местах отдыха и привалов.
Не разводи костры.
Если ты заблудился, то не впадай в панику. Оставайся на месте. Зови на помощь.
Помни на память номера телефонов, по которым можно связаться со взрослыми, родителями, одноклассниками.
Соблюдай правила личной гигиены.
В походе не употребляй воду из открытых водоёмов, не ешь плоды неизвестных растений, не трогай руками животных, пресмыкающихся, насекомых, неизвестные растения.
Не создавай опасных ситуаций для окружающих людей, собственной жизни и здоровья.
При получении травмы, ухудшении здоровья (головная боль, озноб, тошнота, укус и т.д.) своевременно сообщи об этом классному руководителю.
Основная часть экскурсии
Беседа о лекарственных растений, совместное нахождение и определение растений с помощью атласа.
Пользуются ли в вашей семье народными рецептами для лечения?
Какие болезни можно вылечить лекарственными растениями?
Какие лекарственные растения наших лесов и рецепты из них вы знаете?
Нужно ли охранять лекарственные растения?
Викторина: «Мяч лови – бросай, на вопросы отвечай».
Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопросы, бросая мяч отвечающему ребенку:
1. Что такое лекарственное растение? (растения, которые лечат разные болезни)
2. Как называются люди, которые собирают лекарственные растения? (целитель, знахарь, травник)
3. Для чего используют лекарственные растения? (для лечения и профилактики болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
4. Можно ли собирать травы возле дорог? (нет, они пыльные и грязные)
5. В какую погоду можно собирать травы? (солнечную)
Поиск лекарственных растений с помощью атласа определителя по группам
Ученики разделяются на две группы и занимаются исследованием.
См. Карточки инструкции /Приложение I/
Самостоятельная работа групп. Дети наблюдают и все фиксируют;
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Отгадывание загадок о лекарственных растениях
Загадки о лекарственных растениях.
Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Листья этого растенья обжигают нас,
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива)
Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство.
(боярышник)
Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
Очень вкусные плоды
И полезные они.
Много жира, витаминов.
Как питательны они!
Ядра ели в шоколадке
Скорлупа – краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)
Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавление.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслаждением.
(смородина)
Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет…
(медуница)
Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито.
(шиповник)
На кустах с колючками она, Вроде бы малина, но черна. (Ежевика)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
На опушке у пеньков Много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это … (Земляника)
Стоит красавица – Всем нравится. Платье потерялось, А пуговицы остались. (Черемуха)
Беленькие горошки На зеленой ножке. (Ландыш)
У какого дерева детки в шапочках? (У дуба)
Тонкий стебель у дорожки. На конце его – сережки. Лечит ранки и ожоги Этот лекарь у дороги. (Подорожник)
В этот гладкий коробок Спрятан маленький дубок. (Желудь)
Цветочки – как розы,
Листочки – как слезы, К шипу прикоснешься - Слезами зальешься.
(Шиповник)
Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам нравится.
(Береза)
Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги. (Зверобой)
Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». (дуб)
Воспитатель: У нас, на школьном дворе растет много лекарственных трав, мы проходим мимо них и не замечаем. Посмотрите внимательно и найдите вот на этом участке лекарственные травы.
- Как называется это растение?
- Это чистотел.
- Как вы думаешь, почему так называется это растение?
- Потому что, в стебле есть сок, похожий на йод, с помощью этого сока удаляют бородавки, соком чистотела смазывают раны.
- А еще слабый раствор отвара используют для спринцевания, делают настойку и употребляют вовнутрь, как профилактика против рака, но надо быть осторожным, принимать в малых дозах, согласно рецептам.
- Как называется это растение, вы все знаете – ландыш. Ландыш обладает очень нежным ароматом. Он начинает цвести в мае, обладает удивительным запахом и целебными действиями. Может кто знает какими?
Ландыш хорошее успокаивающее средство. Его применяют, в виде настойки.
- А вот что это за растение? Это мелисса. Давайте сорвем листик и понюхаем. Чем пахнет?
- Пахнет лимоном.
- А теперь найдите мяту.
- Как вы думаете, при каком состоянии люди заваривают чай из мяты?
– чай из мяты успокаивает нервы.
- Верно. Эти два растения: мелисса и мята являются успокаивающим средством, их заваривают вместе и пьют при неврозах, при головной боли, при переутомлении, при бессоннице.
- Пойдем дальше. Вот на этой полянке найдите: крапиву, подорожник, одуванчик.
(Воспитанники находят, называют).
При каких заболеваниях заваривают чай из одуванчиков?
- Если болит желудок.
- Правильно при гастрите, язвенной болезни желудка. Из одуванчиков делают настойку на спирте и растирают ноги, если болят суставы. Еще одуванчики очень богаты витаминами. Весной можно приготовить салат и добавить цветки и листья одуванчиков. Мы сегодня с вами приготовим, вы попробуете и приготовите салат своим родителям.
- Крапива. Отвар крапивы применяют как кровоостанавливающее средство при легочных, почечных, маточных кровотечениях. Крапива также бога витаминами, особенно весной. Крапиву кладут в весенний борщ, очень полезно.
- Подорожник. Когда прикладывают подорожник, это вы все знаете.
– когда поранишься.
- Почему, как вы думаете?
- Потому что, останавливает кровь и быстро заживает рана.
-А еще обеззараживает, убивает микробы, но прежде чем наложить на рану лист подорожника, его надо хорошо вымыть.
- Вот и закончилась экскурсия «В мир лекарственных трав».
-А теперь мы пойдем в класс заварим фито чай из мелиссы, мяты и крапивы.
Подведение итогов
Какое значение имеют лекарственные растения для человека?
Могут ли растения заменить лекарства?
Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?
Какова роль растений в природе и жизни человека?
Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?
Как правильно собирать лекарственные растения?
Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?
Как можно сохранить редкие растения нашего региона?
В классе:
- Вспомните, зачем заваривают чай из этих растений?
(Ответы детей)
- Чтобы упокоить нервы, при головной боли, в крапиве много витаминов.
Как вы будете заваривать чай?
- Сначала надо вымыть листья, затем положить их в заварочный чайник и залить кипятком.
Подведение итогов
Какое значение имеют лекарственные растения для человека?
Могут ли растения заменить лекарства?
Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?
Какова роль растений в природе и жизни человека?
Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?
Как правильно собирать лекарственные растения?
Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?
Как можно сохранить редкие растения нашего региона?
Вы сегодня замечательно отвечали на все вопросы. Вам понравилась наша прогулка и продолжение?
А теперь давайте попробуем, какой у нас получился полезный и вкусный чай.
Приложение I
Карточки-инструкции
Найдите с помощью атласа определителя: березу, лесную малину, одуванчик.
Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.
Карточки-инструкции
Найдите с помощью атласа определителя: сосну, лесную смородину, зверобой.
Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.
Карточки-инструкции
Найдите с помощью атласа определителя: дуб, шиповник, душицу.
Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.
Карточки-инструкции
Найдите с помощью атласа определителя: липу, боярышник, подорожник.
Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.