Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Второе склонение имён существительных в единственном числе.
Цель: Формировать навык определения второго склонения имён существительных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить учащихся определять второе склонение имён существительных по алгоритму.
Коррекционно-развивающие:
Развивать устную речь посредством уточнения значения слов,составления полных ответов на вопросы учителя.
Развивать мышление посредством упражнений в сравнении предметов по схожим признакам.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к учению на основе различных видов деятельности.
Оборудование: ТСО, таблицы, карточки, учебники, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: - На уроке не зевай, Сразу всё запоминай, Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!
Учитель: Назовите дату, день недели.
Ученик: (называет дату, день недели).
Учитель: Какой у нас урок?
Ученик : У нас урок русского языка.
Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?
Ученик: Мы учимся писать.
Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.
Ученик: Пишу красиво, аккуратно, грамотно.
Памятка (на доске)
Пишу: красиво;
аккуратно;
грамотно.
Учитель: Чему ещё мы учимся на уроках русского языка?
Ученик: Мы учимся говорить.
Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.
Ученик: Говорю громко, правильно, понятно для других.
Памятка.(на доске)
Говорю неторопливо,
очень чётко и красиво,
понятно для других.
Учитель: Чтобы ваша речь была красивой и правильной при ответах вы можете опираться на слова моего вопроса.
Гимнастика для пальцев рук.
Учитель : Для того, чтобы писать красиво, аккуратно, грамотнои говорить понятно для других – выполним упражнения для рук.
Упражнения с проговариванием:
«Пешеход», «Орех», «Пальцы дружная семья».
Запись даты.
Учитель : Откройте тетради. Прочитайте шёпотом, затем вслух проговорите по слогам дату так, как напишете.
(орфографическое проговаривание).
Учитель : Запишите дату, проговаривая шёпотом. Сверьте написанное с записью на доске.
Учитель : Для чего проговариваем слова?
Ученик : Чтобы написать без ошибок.
Основной этап.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся под руководством учителя проверяют правильность выполнения домашнего задания, анализируют и исправляют ошибки.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель : Запишите слова под диктовку.
Арбуз, воробей, ворона, горох, учитель, корова.
Учитель: Выделите ударную гласную, подчеркните безударную гласную, объясните значение слова.(слайды 1-6)
Учащиеся по очереди читают слова и выполняют задание. Во время фронтальной работы на экране появляются слайды.
Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала
Учитель : К какой части речи относятся слова, которые вы записали? Почему? (слайд 7)
Ученик : Эти слова относятся к имени существительному, они отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предмет.
Учитель : Какие грамматические признаки можно определить у существительных? (слайд 8)
Ученик: У имени существительного можно определить род, число, падеж, одушевлённое оно или неодушевлённое, склонение.
Учитель : Сколько склонений у существительного?
Ученик : У существительного три склонения.
Учитель : Какое склонение мы определяли на прошлом уроке?
Ученик: На прошлом уроке мы определяли первое склонение.
Учитель: Какие существительные относятся к первому склонению?
Ученик: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
Сообщение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться определять второе склонение у имён существительных. (слайд 9)
Учитель: Как определить склонение существительных?
Ученик:
1 скл. Ж.р. – а, -яМ.р. – а, - я
2 скл. М.р. – на согл. или ь С.р. – о, - е
3 скл. Ж.р. – ___________ь
Работа по карточкам 1. (слайд 11)
Учитель : Прочитай слова, объясни их значение, определи род.
Олень, лето, журавль, автомобиль, яблоко, молоко.
Учитель: Запишите слова в два столбика, в первый столбик слова мужского рода, во второй столбик слова среднего рода, подчеркните последнюю букву.
Учитель: Можно сказать, что эти слова относятся к первому склонению? Почему? Докажите?
Учитель: К какому склонению относятся эти слова? Почему?
(Если дети затрудняются ответить правильно, учитель задаёт следующий вопрос)
Учитель: Попробуем определить, какие именно слова относятся ко второму склонению.
Учащиеся под руководством учителя формулируют правило.
Существительные 2 скл.
М.р. – на согл. или Ь Ср.р. – о, - е
Физминутка.
Учитель: Немного отдохнём- выполним физическую разминку. Проговариваем хором вместе со мной.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Закрепление.
Учитель : О какой части речи мы сегодня говорим?
Ученик : Обимени существительном.
Учитель: Что такое имя существительное?
Учитель: Как определить склонение существительных?
Ученик:
скл. Ж.р. – а, -яМ.р. – а, - я
скл. М.р. – на согл. или ь С.р. – о, - е
3 скл. Ж.р. – ___________ь
Работа по карточкам 2.
Учитель: Непонятно, как случилось,
Только слово заблудилось.
Ты помоги ему пройти,
Своё склонение найти.
Учитель: Прочитай слова, выпиши существительные только второго склонения. Какие существительные относятся ко второму склонению?
Ночь, ночник, мышонок, бревно, синица, дорога, (фронтальная работа );
ножик, снегирь, медаль, кукла, малина, полотенце, (индивидуальная работа).
Учитель :Прочитай слова, которые выписали. Почему?Какие существительные относятся ко второму склонению?
Работа по карточкам 3.
Учитель: Прочитай словосочетания в левом столбике, подбери к ним сравнения из правого столбика.
Белый снег как стекло.
Маленькое озеро как одеяло.
Тонкий лёд как зеркало.
Образец. Белый снег , как одеяло .
Учитель: С чем сравнивается белый снег? Почему?
Запиши по образцу. Подчеркни существительные второго склонения.
( Нина, Артём, Наташа работают самостоятельно; Вова, Вика, Саша работают с учителем)
После выполнения провести проверку (слайд 13)
Белый снег , как одеяло.
Маленькое озеро , как зеркало .
Тонкий лёд , как стекло .
Учитель: С чем сравнивается озеро? Почему?
Учитель: С чем сравнивается лёд? Почему?
Учитель: Какие слова подчеркнули? Почему?
Учитель : Как определили склонение существительных?
III . Заключительный этап.
Итог .
Учитель : О какой части речи мы сегодня говорили? Что такое имя существительное?
Ученик : Имя существительное это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначают предмет.
Учитель : Какие грамматические признаки можно определить у существительных? (слайд 8)
Ученик: Род, число, падеж, одушевлённое или неодушевлённое, склонение.
Учитель : Сколько склонений у существительного?
Ученик: У существительного три склонения.
Учитель: Как определить склонение существительных?
Ученик:
1 скл. Ж.р. – а, -яМ.р. – а, - я
2 скл. М.р. – на согл. или ьСр.р. – о, - е
3 скл. Ж.р - ____________ь
Учитель : Какое склонение мы сегодня определяли?Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
Ученики : (приводят примеры).
Домашнее задание.
Из данных слов выписать только имена существительные второго склонения.
Парта, деревня, медведь, стул, небо, звезда, дядя, печь, слово, сигнал, урок, земляника, окно, телефон.
Рефлексия, оценивание работы учащихся.
Учитель : Ребята, вам понравился урок? Что было самым интересным?
Учитель: Мне сегодня понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, активно работали на уроке, старательно писали в тетради. Я вижу, что у вас хорошее настроение.(слайд 14)
Чтобы ваше настроение осталось хорошим в течение всего дня, хочу вам пожелать:
Перед тем, как нам расстаться, И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам: Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями. Если добрым вырос ты, Злыднем быть не пробуй. Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы!
Спасибо за работу на уроке! (слайд 15)