- Чтобы расшифровать, нужно на карточке зачеркнуть все незнакомые буквы, а знакомые – подчеркнуть. Если вы сделаете правильно, то сможете прочитать тему нашего сегодняшнего урока.
- Правильно, «Виды головных уборов». Запишите в тетрадь.
- Глядя на тему урока, как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?
Мотивация: Сегодня на уроке мы будем говорить о головных уборах и об их назначении. Вы научитесь выбирать головные уборы в соответствии со временем года, погодой и какими-либо событиями.
IV. Изучение нового материала.
- Что такое головной убор? (ответы детей)
- Для начала заглянем в наш с вами словарик и найдем ответ на вопрос.
Головные уборы – предмет одежды, украшающий голову и защищающий её от жаркой и холодной погоды.
- Это определение вы наклеите потом в свою тетрадь.
- Прочитайте его еще раз.
Головные уборы во все времена играли важную роль в костюме: венчая голову, они привлекали внимание к лицу, придавали образу человека выразительность.
Человек за свою историю создал множество самых разнообразных головных уборов. Создание головных уборов неразрывно связано с историей, традицией, климатом проживания разных народов.
Так, например, знаменитая мексиканская шляпа сомбреро появилась в связи с очень жаркими климатическими условиями Мексики. Сомбреро от исп. sombra — «тень». И такой головной убор, как нельзя лучше защищал от палящего зноя.
Русские головные уборы также весьма разнообразны, но, как и прочие, служили как для украшения, так и носили охранный характер. Например, русским женщинам запрещалось после свадьбы ходить с непокрытой головой. Замужним женщинам полагалось прятать волосы, дабы уберечь семью от сглаза. Считалось большим грехом «засветить» хотя бы прядь волос. Отсюда пошло выражение опростоволоситься, что значит оплошать, опозориться.Головные уборы русских женщин были самыми разнообразными, но самым дорогим и желанным подарком был платок. Платок (от слова «плат» – кусок ткани). У женщины было много платков: в одном она ходила в церковь, в другом на покос, в третьем – по дому, был и для приёма гостей, праздничный. Праздничные головные уборы передавались из поколения в поколение и были частью приданого.
Русский человек придумал большое количество пословиц, поговорок и выражений, связанных с головными уборами.
Прочитайте выражение и попробуйте объяснить, как вы его понимаете (слайд)
На воре и шапка горит (то есть человек сам себя выдал).
Дело в шляпе (дело, решенное или обязательно решится).
Шапочное знакомство (неблизкое, здравствуй да прощай).
«Эх ты, шляпа!» (так говорят незадачливому человеку).
Прийти к шапочному разбору (то есть опоздать).
Прошляпить (упустить что-либо важное).
- А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный. Скажите, ребята, какое слово встречается в приведенных пословицах чаще всего. (Шапка, шляпа)
Знаете ли вы, что слово Шляпа – нерусское. Произошло от французского «шапо»- сама шляпа, или «шап», что значит – покрышка. Шляпа бывает как женская, так и мужская.
- Для чего люди носят головные уборы в современном мире? (ответы учащихся)
- Люди носят головные уборы не только для защиты головы от холода, жары и для украшения, но и есть специальные головные уборы, необходимые для работы.
Например: повара, продавцы, пекари, кондитеры носят головные уборы в гигиенических целях;
Пожарные, автогонщики, строители и люди других опасных профессий надевают головной убор для защиты головы от травм, ударов, несчастных случаев;
Манекенщицы, модницы носят головные уборы для украшения, красоты, следуя законам моды.
В наше время головные уборы, как и одежду, можно классифицировать по разным признакам.
Головные уборы классифицируют:
По половому признаку (детские, женские, мужские)
По сезону (зимние, демисезонные, летние)
По назначению (повседневные, праздничные, спортивные, форменные).
По материалу (фетровые, соломенные, тканевые, вязаные, меховые)
V. Физминутка: (игра со шляпой)
Участники передают друг - другу шляпу, называя головные уборы, кто не смог вспомнить или повторился – выбывает.
Задание №4: «Угадай на ощупь»
- Я раздаю вам головные уборы. Вы с закрытыми глазами пытаетесь угадать, что за предмет у вас в руках. По команде открываете глаза и проверяете, верно ли вы узнали головной убор, и что вы можете про него рассказать.
VI.Закрепление материала. Самостоятельная работа.
Наклеить картинки головных уборов на предложенные карточки.
VII.Практическая работа.
Изготовление шапки для маляров.
VIII. Подведение итогов.
Незаметно пролетело время, и мы подошли с вами к логическому завершению нашего урока. На прощание предлагаю вам сделать фотоснимок в головных уборах (по выбору учащихся).