- отрабатывать навыки использования раздаточного материала;
- развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к уроку по предметам;
- развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях;
- воспитание познавательного интереса к математике и русскому языку;
- воспитание умения работать в группах.
Организация начала урока.
Часто у нас возникает спор о том, какая наука важнее.
М.:Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок. Мы посвятим его двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам – но точно самым важным и нужным – математике и русскому языку.
М.: Что есть число? Основа жизни нашей!
Р.: А слово делает её уютней, краше!
М.: Число расставит, наведет порядок,
Р.: А слово раздаёт награды и наряды.
М.: Число направит жизнь в логическое русло,
Р.: Без слова в этой жизни будет грустно!
М.: Числу присущи нормы и задачи,
Р.: От слова ждем добра, успеха и удачи.
Мы начинаем наше виртуальное путешествие в интересный мир грамматики и математики . Итак, в путь.
Вам будут предложены разнообразные задания, связанные с русским языком и математикой. Ваша задача: выполнить задания быстро, правильно и постараться грамотно оформить решение в тетрадях.
Актуализация знаний
I станция «Повторялкино»
М: По горизонтали: 1) ребус (слово масса)
2) Самая маленькая мера длины (миллиметр)
3) как называется число, которое состоит из целого числа и дроби? (смешанное)
По вертикали:
4) Самая маленькая мера массы. (грамм)
5) Результат сложения. (сумма)
6) Самая большая мера массы. (тонна)
Р: - Что интересного вы увидели в этом кроссворде если на слова посмотреть с точки зрения русского языка? (двойные согласные)
М: - Какие вы еще знаете меры длины? (сантиметр, дециметр, метр, километр)
Итак, вы повторили название математических мер длины, массы и их соотношение, а так же вспомнили, что некоторые существительные пишутся с удвоенной согласной.
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
( кто, что?)
- А все ли слова в кроссворде существительные? Нет ли здесь другого слова, если не найдете его, мы не сможем отправиться дальше. Посмотрите еще раз внимательно на слова и найдите слово другой части речи. (смешанное)
- На какой вопрос отвечает слово? Какой части речи? (Это прилагательное, оно обозначает признак предмета).
- Молодцы! Справились с заданиями и мы движемся дальше.
Закрепление знаний.
II станция “Задачкино»
(Задачу читает ученик, потом учитель).
М: На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?
- Кто из вас был самым внимательным при чтении задачи? Все ли слова в ней записаны правильно? ( название склада, магазина пишется с большой буквы и в кавычках)
- О чем задача? (о фруктах)
- О каких фруктах? (лимонах, грушах, авокадо)
- Значит, какие будут ключевые слова? (лимоны, груши, авокадо)
- Все ли фрукты вам знакомы?
- Что за фрукт авокадо?
Р: Из интересного! Самые старые деревья растут в Мексике, им более 400 лет, по количеству полезных веществ его можно сравнить с мультивитаминами. Оно похоже на грушу, другое название авокадо «лесное мыло» или аллигаторова груша (аллигатор – крокодил – кожа у плода жесткая и зеленая как у крокодила) кстати аллигатор, обратите внимание, тоже пишется с удвоенной согласной.
М: Запишем краткую запись задачи.
- Сколько лимонов? (1 480 кг)
- Сколько груш? Известно? А что сказано? (на 865 кг меньше)
- Сколько авокадо? Известно? А что сказано? (столько, сколько лимонов и груш вместе)
- Что нужно найти? Какой вопрос задачи?
- Какие будут предложения, как решить задачу?
- Что сначала необходимо найти?
(Краткая запись задачи появляется по одной строчке в презентации)
Решение.
1 480 – 865 = 615 (кг) – груш
1480 + 615 = 2095 (кг)
Ответ. 2095 кг авокадо привезли на склад.
Р: Но на этом наша задача не заканчивается, вы справились с решением, а сейчас мы проверим насколько быстро вы рассортируете фрукты по следующему признаку: вам нужно определить род каждого слова:
Работа в группах по 2 человека( каждому дается карточка с определенным родом, учащиеся из множества картинок выбирают подходящую)
(Ёжик и яблоко - картинки)
Ср.р – манго, яблоко, авокадо, киви, (картинки)
Ж.р – черешня, ежевика, хурма, слива, малина
М.р – лимон, инжир, нектарин, банан
Какая картинка у вас осталась лишняя? (Финики. ) Почему? это слово сущ.стоит во множественном числе, а во мн.ч род можно определить? Нет.
Физминутка.
III Станция «Разминайка»
(Задачу читает ученик, потом учитель).
М:Длина дороги из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин проехали 5/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу. (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)
Р: Чтобы решить задачу, вам нужно вспомнить и проверить все ли слова в задаче записаны правильно. (Найдите ошибки в условии задачи)
Название деревни пишется с большой буквы. Какие ошибки вы заметили ещё? О каких животных идет речь? Кот и собака. Клички животных тоже пишутся с большой буквы. А какие ещё имена собственные вы будете писать с большой буквы? ( название городов,рек,озер, улиц, площадей)
М: О чем задача? (о дороге из города в деревню)
- Какие ключевые слова запишем в краткую запись задачи? (Дорога, проехали)
- Известно сколько км проехали? (нет)
- А что сказано? (5/8 всего пути)
- Что нужно найти?
- Какие будут предложения, как решить задачу?
- Вспомните, какнайти несколько частей (дробь) от числа. (Чтобы найти несколько частей от числа, нужно разделить число на знаменатель и умножить на числитель дроби)
Решение.
40 : 8 * 5 = 25 (км)
Ответ: 25 км проехали Матроскин и Шарик.
Молодцы! Справились со всеми заданиями на станции.
III Станция «Занимательная»
Решим необычные примеры русско-математические, вместо чисел – слоги, которые нужно вычесть или сложить, в ответе получится слово, к которому вы должны правильно поставить вопрос кто? или что? (У доски!)
(ум - м) + лит + ка = улитка (одуш.)
баранка – ка = баран (одуш.)
полка – ка = пол (неодуш.)
кот + (ёлка - ка) = котёл (неодуш.)
(закон - кон) + бор = забор (неодуш.)
(липа - па) + за = Лиза (одуш.)
(часть - ь) + (ушко - о) + а = частушка (неодуш.)
(снег - г) + (гор - р) + вик = снеговик (неодуш.)
- Можно ли в математике обойтись без знаний русского языка?
Без грамматики не выучишь и математики!
Учитель математики:
Наше путешествие подошло к концу, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что русский язык и математика – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Учитель русского языка:
Не менее важен и русский язык, позволяющий человеку быть грамотным, правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок и слов .