Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.
Задачи: Образовательные: • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. Развивающие: • Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные: • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Оборудование: выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.
Ход урока. 1 Организационный момент. Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.
Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор». – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
1. Угадайте жанры фольклора.
А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).
Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).
(Загадки).
Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).
Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).
Д) Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).
2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их. Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций. Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения. Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Красна речь пословицей. — Вспомните несколько пословиц. — Употребляете ли вы их в своей речи? — Объясните смысл пословиц и поговорок. а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит. в) Любишь кататься, люби и саночки возить. г) С кем поведешься, от того и наберешься. д) Не копай другому яму, сам туда попадешь. е) Делить шкуру неубитого медведя.
— Знаете ли вы пословицы на марийском языке? — Покажите пантомиму на любую пословицу.
Физкультминутка. 3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека. — Какие загадки вы приготовили своим товарищам? — Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).
Работа в парах: загадывание загадок.
4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка. — А знаете ли вы об обрядах марийского народа? (Сватание невесты (удырым йуктымаш), Инсценировка обряда «узыбка», — Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. — Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?
5. Сказку любят все. “Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин. А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях). — Подберите однокоренные слова к слову “сказка”? (Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).
— Кто автор сказок? — Как сказки дошли до нас? — Когда сказка вошла в вашу жизнь? — Есть ли у вас любимые сказочные герои?
А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок». Конкурсы а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы) б) Кто больше знает сказочные зачины? (“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”. в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). г) Назовите цели видов сказок. Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами. Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека. Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.
Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).
д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат? е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника. (“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”). ж) Подберите постоянные эпитеты
з) Какие качества человека к словам олицетворяют животные: девица — красная; лиса — хитрость молодец — добрый; медведь — неуклюжесть море — синее; волк — глупость поле — чистое; заяц — трусость тучи — черные; сова — ум лес — дремучий; сорока — болтливость луга — зеленые; пчела — трудолюбие
6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной. — Знаете ли вы, кто написал сказки “Спящая царевна?” — В. Жуковский “Аленький цветочек?” — С. Аксаков “Каменный цветок?” — П. Бажов. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.
- А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?
7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.