Составила: Ярош Лидия Тихоновна – учитель начальных классов
Интегрированный урок развития устной речи и чтения
Тема: "Так приходит зима"
Цели:
1.Уточнить и расширить познавательные сведения о зиме, как времени года. Добиваться построения правильных ответов на вопросы или по иллюстрации, помочь составить логичный эмоциональный рассказ. Обогащать речь новыми словами.
2. Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности, умение раскрепощаться и вести свободный диалог с учителем.
3. Воспитывать эмоциональную адекватность, любовь к зимнему времени года, умение мечтать, представлять, фантазировать.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности
СлайдУчитель: - Сегодня у нас урок необычный, в одном уроке 2 предмета: развития устной речи и урок чтения. Я постараюсь вам показать, как знания по одному предмету помогают лучше понять другой.
Актуализация знаний
Урок развития устной речи
Слайд Чтение загадки учителем под музыку.
Учитель: Дел у меня немало:
Я белым одеялом всю
Землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня?
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Учитель: - Правильно ребята тема нашего урока «Зима»
Постановка цели урока
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как приходит зима и научимся составлять рассказ на тему « Зима»
Работа по теме урока
Работа по иллюстрациям
СлайдУчитель: - Что сделала зима?
- Сколько снега выпало?
- Ещё где лежит снег?
- Каким цветом снег?
- Как одеты дети? Почему?
- Что они делают? А что на пальто у мальчика?
Слайд- Какие осадки выпадают зимой?
Вывод: Какая бывает зима? Слайд
Учитель: Итак, поговорим о снеге.
Загадка
Слайд Белые мухи на землю сели (снег)
Вопрос: С чем автор сравнивает снег?
Учитель: О снеге написано много стихов Давайте их послушаем.. А для вас задание
Учитель: Внимательно слушайте стихи и ответьте на вопрос: - Как первый снег изменил всё вокруг?
Чтение стихов детьми
Слайд 1.Первый снег, первый снег,
он имеет вкус и запах,
он успел платок пуховый
расстелить на мостовой.
Слайд 2. Снег, снег кружится,
белая вся улица.
Собрались мы все в кружок
завертелись как снежок.
Слайд 3. Снежок порхает,
кружится на улице
бело и превратились
лужицы в прозрачное стекло
Слайд 4. Снег кружится, снег ложится
Снег , снег, снег.
Рады снегу зверь и птица и ,
конечно, человек.
Слайд 5. Снег летит ко мне в окошко, засыпая все дорожки,
к нам во двор пришла зима
Будет долгая она.
Слайд 6. Я во двор сегодня вышел
Белый снег лежал на крыше ,
На крыльце, на мостовой
И летел над головой
Я обрадовался очень,
Что прошла сырая осень.
- Итак, как же первый снег изменил всё вокруг?
- На что похож первый снег?
- Что имеет первый снег?
Вывод: Какой снег? Слайд
Учитель: - Как падает снег в тихую погоду? Какие становятся улицы от снега? А мостовая ( что такое мостовая?) Что случилось с лужами? Какой бывает зима? Кто рад снегу? А вы рады снегу? Вывод: Да, первый снег - это радость, восхищение , смена настроения.
Учитель: - Ребята из чего состоит снег?
Загадка
Слайд Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
Учитель: Ребята из чего состоит снег?
Учитель: Отчего в загадке растаяла снежинка? На что похожа снежинка? Снежинки бывают разной формы. Слайд В природе не бывает одинаковых снежинок Они все разные.. Я вам покажу вот такой формы.. Пускает снежинку в класс Понаблюдайте за ее полётом.. – Какая она? Как она летит? Слайд
Вывод: - Значит, можно сказать, что к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одарила нас природа
СлайдФизминутка:
Мы снежинки, мы снежинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок,
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крышу пухом замели.
Землю бархатом покрыли
И от стужи сберегли.
О каком времени года мы говорим сегодня?
Улыбнитесь, кому нравится зима?
СлайдЧтение хором
Как мы рады, что пришла долгожданная зима.
Хоть и щиплет нас мороз,
Мы не прячем щёки, нос.
Учитель: Вот так приходит к нам зима со снегом и морозами, выпадает много снега, на улице холодно , но всё же мы рады приходу зимы..
Вывод: - Сегодня вы читали много стихов о зиме. А теперь послушайте, я вам прочту стихотворение.
Вопросы перед чтением:
1 ряд - Кого зовёт снег и куда?
2 ряд – Зачем он их зовёт?
Вывод: - О чем говорили в первой части урока? ( О красоте природы в произведениях поэтов, о том, как приходит зима.)
Урок чтения
Не только поэты славили это время года в своих стихах, но и писатели обращались к необыкновенной красоте зимы. Одним из них был Слайд Антон Павлович Чехов - великий русский мастер слова, написавший рассказ « Первый снег»
Чтение текста учителем
Самостоятельное чтение текста
Работа по вопросам стр. 130
Итог урока
Вывод: Сегодня на уроке развития речи и чтения мы говорили о зиме, о красоте русской природы, учились составлять текст на тему: « Как приходит зима»