kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения. "Вот север, тучи нагоняя." А.С. Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:- познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя.».

- развивать скоростные показатели техники чтения; формировать умения и навыки в нахождении главной  мысли  отрывка и деления текста на части;

- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения. "Вот север, тучи нагоняя." А.С. Пушкин»

6 класс Русский язык

Тема: А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Цель:- познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя..».

- развивать скоростные показатели техники чтения; формировать умения и навыки в нахождении главной мысли отрывка и деления текста на части;

- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

  1. Логопедическая зарядка.

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

    1. Чтение чистоговорок.

Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.

    1. Чтение скороговорки.

На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.

    1. Пятиминутка чтения.

- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

  1. Подготовка к восприятию текста.

  1. Введение в тему.

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?

- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

  1. Художественная зарисовка.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни, какое время года больше нравится?

- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

IV. Первичное чтение стихотворения учителем.

V . Чтение стихотворения учащимися и анализ содержания.

- Какие картины представлялись во время чтения?

- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”

- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

- Разве мороз может блестеть?

- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

- А какой снег: первый или нет?

- Как у Пушкина сказано про первый снег?

- А когда он блестит?

- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

- Что сравнивается с пеленой?

- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

- Почему так думаете?

- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

- Подберите синонимы к слову волшебница.

- Какие чудеса творит волшебница-зима?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

- На что похоже это стихотворение? (Сказку)

  1. Физминутка



  • Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).

- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришларассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

VII. Итог урока.

- Понравился вам урок?

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

Оценивание.

  1. Домашнее задание. 

Выучить стихотворение наизусть.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок чтения. "Вот север, тучи нагоняя." А.С. Пушкин

Автор: Потёмкина Елена Анатольевна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_po_teme_a_s_pushkin_vot_sever_tuchi_nag"
    ["file_id"] => string(6) "608946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654490933"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация на тему "А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia_na_tiemu_a_s_pushkin_vot_sievier_tuchi_naghoniaia"
    ["file_id"] => string(6) "358135"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478959291"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева» "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-tochnost-poetichieskikh-obrazov-v-proizviedieniiakh-a-s-pushkina-i-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "103604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402594045"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения  «Стихи русских поэтов о зиме» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-russkikh-poetov-o-zimie"
    ["file_id"] => string(6) "236292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444028184"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства