Цель:- познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя..».
- развивать скоростные показатели техники чтения; формировать умения и навыки в нахождении главной мысли отрывка и деления текста на части;
- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Ход урока
Организационный момент.
- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.
Логопедическая зарядка.
- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло - на улице тепло. Ать-ать-ать - мы пойдём гулять. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. Су-су-су – было холодно в лесу.
Чтение скороговорки.
На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров детвора.
Пятиминутка чтения.
- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).
Подготовка к восприятию текста.
Введение в тему.
- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?
- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.
Художественная зарисовка.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
Настала осень золотая, Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки – зимы.
- Какая картина вам больше всего понравилась?
- А в жизни, какое время года больше нравится?
- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?
IV. Первичное чтение стихотворения учителем.
V . Чтение стихотворения учащимися и анализ содержания.
- Какие картины представлялись во время чтения?
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”
- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?
- Разве мороз может блестеть?
- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.
Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.
- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.
- А какой снег: первый или нет?
- Как у Пушкина сказано про первый снег?
- А когда он блестит?
- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?
- Что сравнивается с пеленой?
- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?
- Почему так думаете?
- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?
- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?
- Подберите синонимы к слову волшебница.
- Какие чудеса творит волшебница-зима?
- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?
- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?
- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)
- На что похоже это стихотворение? (Сказку)
Физминутка
Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).
- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.
Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦
Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦
Идёт волшебница зима. ¦¦
- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?
Разбор II части в группах.
Пришла, рассыпалась; ¦ клоками Повисла на суках дубов; ¦ Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; ¦ Брега с недвижною рекою ¦ Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦ Проказам матушки – зимы.
(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!
VII. Итог урока.
- Понравился вам урок?
– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?