Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Конспект
коррекционного занятия
в старшей дошкольной группе
Тип занятия:
Развитие навыков ориентирования
во времени и в пространстве
Подготовил
учитель- дефектолог
Калимуллина Р.И.
2018г.
Тип занятия: Развитие навыков ориентирования во времени и в пространстве
Тема:Интегрированная деятельность детей по развитию пространственной и временной ориентировки
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепить представления детей о временах года, месяцах года, днях недели.
2. Продолжать формировать сенсорные цветовые эталоны, представления о том, что каждая мера времени имеет свой цветовой символ, знак.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Совершенствовать навыки пространственной ориентировки по схеме и на слух.
2. Развивать двигательную активность детей.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
1. Воспитывать уверенность в себе.
2. Создать хороший эмоциональный настрой на весь день.
Коррекционные задачи:
1. Способствовать восстановлению зрительных функций посредством цветоразличения и цветоощущения, развивать глазодвигательный аппарат, упражнять в фиксации, локализации взора. Развивать прослеживающие функции глаз;
2. Упражнять детей в зрительном и мыслительном анализе по цвету и форме предмета;
Оборудование и материалы:
Дидактическое пособие «Модели мер времени» (раздаточный и дидактический материал), фланелеграфы настольные на каждого ребенка, подставки, фоны, демонстрационный фланелеграф, план-схема групповой комнаты, мольберт, компьютерная программа для лечения зрения «eYe», магнитофон, аудиодиск с записями фоновых мелодий, копировальные приборы на каждого ребенка.
Ход занятия:
Организационный момент- игровая мотивация детей.
Дети! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игры, которые тренируют умение ориентироваться во времени и пространстве. Согласны так играть?
- Скажите, какое сейчас время года? (ответы детей - весна)
- А какое время года закончилось? (ответы детей - зима)
- Какое время года наступит, когда закончится весна? (ответы детей - лето)
- Когда закончится лето, какое время года придет? (ответы детей - осень)
I часть – ориентировка во времени с помощью цветовых символов
- Молодцы! Вы хорошо знаете времена года, думаю, что вы легко отгадаете мою загадку: «Было у отца четыре дочери, у каждой дочери по три сына» (выкладываю на фланелеграфе цветовые символы времен и месяцев года; ответы детей) О чем эта загадка?
- Вот, мы с вами и составили целый год, который состоит из четырех времен года: весна, лето, осень, зима и двенадцати месяцев каждого времени года.
Упражнения на зрительное внимание, зрительную память: «Чего не стало? – какого времени года не стало?».
Какого месяца не хватает? (название месяца и его цветовое обозначение)
- Молодцы, дети, вы очень внимательны. Каждый месяц состоит из нескольких недель, а недели состоят из дней недели (выкладываю на фланелеграфе цветовые символы дней недели в соответствии с цветами радуги).
Даю задание детям: самостоятельно составить схему года, с помощью цветовых символов, на индивидуальных фланелеграфах. (самостоятельная деятельность детей). Упражнения на зрительное внимание, зрительную память: «Какого дня недели не стало?
Гимнастика для глаз «На расслабление глазных мышц»; «Пальминг»,
Физминутка «Дни недели»
В понедельник я купался (изображают плавание),
А во вторник рисовал (изображают рисование),
В среду долго умывался (изображают умывание),
А в четверг в футбол играл (бег на месте),
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте),
Очень долго танцевал (кружатся на месте),
А в субботу, в воскресенье (хлопают в ладоши),
Целый день я отдыхал (раскрывают руки).
II часть – ориентировка во пространстве по плану-схеме группы
- Дети, перед вами план-схема группы, вы с ней знакомы. Скажите, что обозначают изображенные на схеме геометрические фигуры? (ответы детей – мебель в группе, окна, двери).
- Дети, какие предметы находящийся в группе, не изображены на схеме? (ответы детей – стол с компьютером).
- Дети, мы потренируем наше зрение в компьютерной программе «eye»
(дети по очереди выполняют упражнения в компьютерной программе «eye», остальные работают с копировальным прибором).
Рефлексия:
- Дети, что вам сегодня понравилось делать больше всего? (ответы детей)
- Чему новому вы научились? (ответы детей – составлять схему года с помощью цветовых символов; читать план-схему группы; находить сюрпризы в комнате двигаясь по вашим командам)
- В какие игры вы сегодня играли? (ответы детей)
- Что вам не понравилось (ответы детей)
- Дети, еще, на схеме есть цветной круг, где вас ждет сюрприз, вы найдете его, если правильно выполните мои задания. Я буду говорить сколько шагов, и в каком направлении нужно пройти. (дети выполняют задание, находят сюрприз, музыкальное сопровождение – песня «Барбарики»)
Сюрпризный момент
- Дети, двигаясь вместе с педагогом, слушая его команды, находят коробочку с конфетами, которую приготовил для них медвежонок Барни.