Просмотр содержимого документа
«Осень в музыке (открытый урок музыки в 3 классе)»
Дата: 25.11.2016
Урок музыки в 3 классе
Тема: «Осень в музыке»
Учитель: Немешина Анна Николаевна
Цель урока: помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.
Задачи урока:
Формирование умения грамотно и активно говорить о музыке
Формирование правильного и внимательного восприятия музыки на слух
Изучение музыкально-теоретической терминологии
Знакомство с музыкой П. И. Чайковского.
Совершенствование певческих навыков.
Воспитание любви и потребности к восприятию музыки.
Воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Воспитание высокохудожественного вкуса учащихся;
Коррекция эмоционально-личностной сферы, речи.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», детская песня «Наступила осень», аудиозапись «Шум дождя 3Д», песня «Дождик» Парцхаладзе, песня «Листик-листопад».
Оборудование:
Фортепиано, ноутбук, колонки, детские игрушечные музыкальные инструменты, портрет композитора, словарик эмоциональных терминов
Многие наверно уже догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить. А кто не догадался – я вам немного помогу – загадаю загадку.
«Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек.
Я … (Осень).
Молодцы, ребята, правильно, конечно, «Осень»! Вы очень сообразительные и внимательные!
Ребята, а какие вы знаете приметы осени?
Ответы детей.
Сегодня мы будем говорить об осени. Познакомимся с музыкой Чайковского П.И., с его муз. пьесой , которая называется «Осенняя песнь», вспомним некоторые стихотворения об осени. Будем учиться исполнять песню «Листик Листопад», понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, и поэты. Итак, ребята тема нашего сегодняшнего урока: «Осень в музыке».
Осень - это замечательное время года. Осень – это не только дожди и слякоть, серые тучи и холод.
Еще совсем недавно деревья стояли одетыми в пестрые разноцветные наряды. У березок – золотые сарафанчики, у кленов – красивые рубашки, а у рябин – алые сережки. И весь лес стоял расписной, волшебный! И о земле осень позаботилась – укрыла ее разноцветным одеялом из листьев, чтобы ей теплее было зимой.
Многие талантливые люди, поэты, художники и композиторы восхищались этим временем года и посвящали ему целые поэтические и музыкальные произведения.
Давайте внимательно посмотрим на доску и прочитаем слово, которое там есть. Это слово композитор.
Композитор – это человек, который сочиняет, пишет, то есть придумывает красивую музыку.
Давайте вместе несколько раз прочитаем это слово.
Ребята, более ста лет назад в 19 веке жил в России очень талантливый композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил очень много прекрасной музыки (показ портрета композитора). Петр Ильич Чайковский писал и музыку для детей. Он, так же как и мы с вами, любил осеннюю природу, ведь именно осень дарит талантливым людям особое настроение – вдохновение – для создания прекрасных произведений искусства.
Итак, я предлагаю вместе послушать музыкальную пьесу, которую сочинил Петри Ильич Чайковский, которая называется «Осенняя песня» (слушание)
Подумайте:
какая музыка по характеру звучала, грустная или веселая?
Шутливая, беззаботная или задумчивая?
Быстрая или медленная?
Что вы себе представляли, слушая эту музыку?
Ребята, какое настроение вызывает это произведение?
Ответы учащихся.
Молодцы, да, именно такой композитор хотел нам передать осень, ее настроение.
А теперь я предлагаю немного отвлечься и размяться под физминутку.
Физминутка
Отлично, мы немного отдохнули, а теперь вперед, продолжаем наш урок!
Ребята, на уроках чтения вы наверняка читали и учили наизусть стихотворения об осени. Давайте вспомним стихотворения, которые вы учили. Итак, кто расскажет нам стихи об осени.
Читают стихи
А теперь, ребята, я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глазки и послушать необычную музыку, музыку природы, музыку дождя. Итак…(слушание «Шум дождя»3Д)
Красиво, правда? Да, пожалуй, ни одно музыкальное произведение не сравнится с таким оригиналом, ведь музыка дождя практически уникальна и неповторима.
Но давайте сами на минутку побудем музыкантами и попробуем подыграть на муз. инструментах вот под такую песенку.
Звучит песня «Дождик» Парцхаладзе, импровизированная игра учащихся на дет. муз. инструментах
Вот такая вот, ребята, осень. С ее капризной погодой, с яркими теплыми золотыми красками и щедрым урожаем.
Ну а сейчас мы приступим к вокальной части нашего урока. То есть будем петь. Но прежде я предлагаю распеться и сделать гимнастику для певцов.
Представим, что мы пришли в лес подышать свежим воздухом.
Делаем глубокий вдох через нос, выдох – через рот. При это ладошку держим на животике.3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются 3раза.
Скороговорки
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
На дворе трава на траве дрова
Распевание
А теперь продолжим работу над песней «Листик, листопад»
Послушайте некоторые приметы осени, которые издавна подметили наши прабабушки и прадедушки.
Запоздалый листопад предвещает тяжелую, голодную и холодную зиму;
Большинство опавших листьев лежат лицевой стороной кверху – урожай будет маленький; изнаночной – большой;
Появление комаров поздней осенью, в октябре или ноябре, - к мягкой зиме
Итог урока
Ну, что урок наш подходит к концу, давайте подведем итог.
О чем сегодня на уроке мы говорили?
С каким композитором сегодня мы познакомились?
Что было интересно?
Какое у вас сейчас настроение?
И конечно, в конце урока я поставлю оценки за работу. Итак…оценивание учащихся.
Осень, ребята, это праздник красок. Ведь в природе все одинаково чудесно, прекрасно и обворожительно. Каждая пора, будь то весна, зима или лето имеет свою неповторимую красоту.