Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Конспект урока русского языка для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- корригировать и развивать гибкость мышления на основе сравнения, анализа и обобщения;
- расширять знания об окружающем мире.
воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки при выполнении учебных заданий;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия;
- воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, коллективная, в парах.
Образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающая деятельность.
2. Игровая (коммуникативная) технология.
3. Аудиовизуальная.
4. Коллективно-творческая.
5. Проблемно-диалоговая.
6. Технология сотрудничества и групповой работы.
7. Информационно-коммуникационная.
Оборудование:
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013 г.;
презентация по теме урока;
компьютер, мультимедийная установка,
классная доска,
раздаточный материал по теме урока.
Ход учебного занятия.
1. Организационный момент.
Тренинг-настрой:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
У вас к уроку все готово?
Кто готов хорошенько потрудиться?
Попрошу таких ребят садиться.
- Ребята, пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками нам будут внимание, смекалка, находчивость.
2. Проверка домашнего задания (упр. 163).
Самостоятельная работа в паре (работа с презентацией-тренажёром «Найди имя существительное». Один обучающийся выполняет задание на компьютере, другой его контролирует. Потом они меняются ролями.).
- Прочитайте слова первой строчки, второй, третей, четвёртой. Какое слово лишнее в первой строчке, во второй, в третей, в четвёртой?
- Как можно назвать предметы первой строчки, второй, третей, четвёртой?
3. Актуализация опорных знаний. -Давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать? (Имя существительное). - Правильно, сегодня на уроке мы продолжим говорить об имени существительном.
- Имя существительное это часть речи или часть слова?
-Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот палец самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный
И стоит он в середине.
Этот палец безымянный,
Он избалованный самый. А мизенец хоть и мал
Очень ловок и удал.
5.Самоопределение к деятельности.
(работа в тетрадях, запись числа, классная работа)
Картинный словарный диктант. (Проводит Кот в сапогах).(Слайды 3-10).
- На какие две группы можно разделить данные слова? (кто? что? живые и неживые предметы) - Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? (Одушевленные). - Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? (Неодушевленные). - Как же будет называться тема нашего урока? Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
6. Гимнастика для глаз. (С осенними листьями).
7. Работа по теме урока.
- Ребята, почему одни существительные отвечают на вопрос: кто? (Эти существительные обозначают живой предмет). - Почему другие существительные отвечают на вопрос: что? (Они обозначают неживой предмет). - Ребята, объясните, а как вы понимаете, что такое живой предмет и неживой предмет? (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, а неодушевлённые – предметы, которые не могут двигаться).
- Прочитаем правило на с. 104. (Чтение правила).
- На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? (Кто?). Мы их будем обозначать сокращённо: одуш..
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые существительные? (Что?). Мы их будем обозначать сокращённо: неодуш..
- Обозначим одушевлённые и неодушевлённые существительные в словарном диктанте.
- Выполним упражнение 166 на странице 105. - Читаем задание.
(Выполнение задания в тетрадях и на доске).
8. Физминутка.
- Если я называю одушевлённое существительное, вы встаёте и поднимаете руки вверх. Если – неодушевлённое – хлопаете в ладоши.
- Представим себе, что есть море Существительных. В нём живут два брата дельфина. Один любит одушевлённые существительные, а другой – неодушевлённые. Поможем братьям поделить слова. (Слова написаны на карточках, дети по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки на доску под соответствующую картинку: зима, кит, море, рыба, океан, акула, корабль, чайка).
По вопросу угадайте предмет.
- Кто стучит барабан или дятел?
- Что стоит слон или стол?
- Кто летит самолет или птица?
- Что журчит ручей или журавль?
- Кто говорит человек или радио?
- Что светит лампа или солнце?
Игра «веришь - не веришь». • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (нет). • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными (да).
• Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (нет, отвечают на вопрос что?). • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (да). • Слова, называющие людей –одуш. сущ. (да).