1 | Эмоциональный настрой учащихся (слайд 1) - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Прослушав стихотворение, вы скажете, с какой частью речи мы продолжаем работать? Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род, И у него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. (существительное) -Дайте определение имени существительного. Ребята, работать мы сегодня будем не обычно, группами. Предложенные задания будем выполнять как группами, так и каждый из вас. Вспомним правила работы в группе: (на доске) |
5 | Работа по новой теме 1. На столе каждой группы лежат карточки со словами. Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, мышь, вещь - Прочитайте слова, найдите в них общее (имена сущ-е в ед. числе) - Задание группам: 1 группа – выберите существительные женского рода с окончаниями –а, - я.(вода, земля) и существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(Юра, дядя) 2 группа – выберите существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол, конь) и существительные среднего рода (море) 3 группа – выберете существительные женского рода с ь на конце (дочь, мышь, вещь) - По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.) - С помощью рода и окончания можно определить склонение. Существительные бывают I, II и III склонения. |
6 | Формирование умений и навыков 1. (вывешиваю таблицу склонений) к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце ФИЗМИНУТКА 2. Картинный диктант словарные слова (показ картинок) - Назовите предмет, запишите существительные в 3 столбика по склонениям. Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль. -Что вы можете сказать о существительных. (словарные слова) 3.Работа в группах. 1. - Как определяется склонение имён существительных? Перед вами алгоритм определения склонения существительных. 1. Поставь существительное в И.п. /пурга, снег, метель/ 2. Определи род /пурга – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./ 3. Найди окончание / пург – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./ 4. По роду и окончанию определи склонение / пурга – ж.р., 1 скл., снег – м.р., 2 скл., метель – ж.р., 3 скл./ 2. - На карточке существительные. Определите склонение написанного слова-существительного. От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость, на кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном. Устно. С одним из слов составьте предложение. 3. Назови «Лишнее слово». Почему оно лишнее. стена, сверло, озеро; /1 скл. – 2 скл./ скворец, парта, звонок; /1 скл. – 2 скл./ автобус, ночь, печь; /2 скл. – 3 скл./ девочка, папа, стол; /2 скл. – 1 скл./ икра, небо, нос; /1 скл. – 2 скл./ ракета, баран, конфета; /2 скл. – 1 скл./ осень, книга, школа; /3 скл. – 1 скл./ 4.Вывод: -Как определить склонение существительного? |