|   1   |    Эмоциональный настрой учащихся (слайд 1)       - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.  - Прослушав стихотворение, вы скажете, с какой частью речи мы продолжаем работать?   Всё что существует, оно обозначает,   На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.   А чтоб не обижался весь честной народ,   Оно всегда имеет и число и род,   И у него к тому же три склоненья есть,   Падежей различных сразу целых шесть. (существительное)        -Дайте определение имени существительного.   Ребята, работать мы сегодня будем не обычно, группами. Предложенные задания будем выполнять как группами, так и каждый из вас. Вспомним правила работы в группе: (на доске)       |  
  |   5   |    Работа по новой теме  1. На столе каждой группы лежат карточки со словами.   Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, мышь, вещь        - Прочитайте слова, найдите в них общее (имена сущ-е в ед. числе)        - Задание группам:   1 группа – выберите существительные женского рода с окончаниями –а, - я.(вода, земля) и существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(Юра, дядя)   2 группа – выберите существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол, конь) и существительные среднего рода (море)  3 группа – выберете существительные женского рода с ь на конце (дочь, мышь, вещь)       - По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)      - С помощью рода и окончания можно определить склонение.  Существительные бывают I, II и III склонения.         |  
  |   6   |    Формирование умений и навыков      1. (вывешиваю таблицу склонений)   к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.  ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.  к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце        ФИЗМИНУТКА      2. Картинный диктант словарные слова (показ картинок)  - Назовите предмет, запишите существительные в 3 столбика по склонениям.  Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль.     -Что вы можете сказать о существительных. (словарные слова)      3.Работа в группах.  1. - Как определяется склонение имён существительных?  Перед вами алгоритм определения склонения существительных.        1. Поставь существительное в И.п.     /пурга, снег, метель/   2. Определи род     /пурга – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./   3. Найди окончание      / пург  – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./   4. По роду и окончанию определи склонение     / пурга – ж.р., 1 скл., снег – м.р., 2 скл., метель – ж.р., 3 скл./      2. - На карточке существительные. Определите склонение написанного слова-существительного.       От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость, на кормушке, у снегиря, с крольчихой,  за березу,  под червяком,  у беглеца,  на цепи,  на цепочке,  на поле,  перед окном.      Устно. С одним из слов составьте предложение.      3.  Назови «Лишнее слово». Почему оно лишнее.   стена, сверло, озеро; /1 скл. – 2 скл./   скворец, парта, звонок; /1 скл. – 2 скл./   автобус, ночь, печь; /2 скл. – 3 скл./   девочка, папа, стол; /2 скл. – 1 скл./   икра, небо, нос;  /1 скл. – 2 скл./     ракета, баран, конфета; /2 скл. – 1 скл./   осень, книга, школа; /3 скл. – 1 скл./      4.Вывод:  -Как определить склонение существительного?       |