kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Строение органов пищеварение и их значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок был проведён в 9 классе коррекционной школы для учащихся с нарушением интеллекта.Урок получил достойную оценку коллег.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строение органов пищеварение и их значение"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»


Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1





Конспект урока по естествознанию

в 9 «А» классе


по теме:


«Значение пищеварения. Система органов пищеварения»










Подготовила и провела:

учитель естествознания и географии

Александрова Ирина Николаевна



г. Псков 2017 год

III четверть. Раздел «Питание и пищеварение», январь 2017 г.

Это 2 урок по теме: «Питание и пищеварение»

1 урок. Особенности питания растений, животных и человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Демонстрация опыта: обнаружение крахмала в хлебе, картофеле.

2 урок. Значение пищеварения. Система органов пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Тема открытого урока:

«Значение пищеварения. Система органов пищеварения»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о правильном питании и пищеварительной системе человека.

Задачи:

образовательные – познакомить учащихся со значением пищеварения и строением системы органов пищеварения человека;

коррекционные – развитие наблюдательности, устной речи, памяти, внимания, мышления, интереса к предмету, развивать положительную мотивацию к учёбе;

воспитательные – воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью, воспитывать сознательную дисциплину, а также воспитывать аккуратное отношение при работе с тетрадью, учебником, раздаточным материалом.

Формы работы: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.

Оборудование: ПК, наборное полотно «Питательные вещества», карточки со словарными словами, таблица «Органы пищеварения», «Организм как единое целое», рабочие тетради, учебники, картинки «Животная и растительная пища», «Пищевые продукты»; магниты, книга с загадками, муляжи органов человека, корзина с продуктами, богатыми витаминами, карточки с цифрами-показателями.

Этапы урока (по Конаржевскому):

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка к усвоению новых знаний.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Проверка понимания нового материала.

  6. Закрепление нового материала. Вывод.

  7. Информация о домашнем задании.

  8. Итоги. Оценки за урок. Благодарность за работу.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, Тему назову сейчас.

Итак, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал о значение питания для человека, о составе растительной и животной пище, о правильном отношение к питанию и к своему здоровью и познакомимся со значением пищеварения и строением системы органов пищеварения человека. Слайд 1.

Девизом нашего урока будут слова французского писателя Анатоля Франса: «Учиться надо весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа.

1). Разминка.

Но прежде чем перейти к повторению темы предыдущего урока для активизации ваших познавательных способностей я предлагаю провести небольшую разминку и провести межпредметные связи с «царицей» наук – математикой. Перед вами цифры – это ответы к вопросам. Вам только нужно выбрать правильный ответ: 206, 33, 5, 32, 110/70, 120/80, 36,6, 70, 4, 2.

Скажите, а по каким показателям судят о здоровье человека? Ответы детей: температура тела, давление, пульс, цвет кожных покровов, потливость, сухость кожных покровов, слизистые выделения из носа, кашель и т.д.)

Учащиеся по очереди выходя к доски и выбирают правильный ответ, демонстрируя его классу.

1. Каково давление в норме? (110/70, 120/80)

2. Пульс в норме составляет…? (70) от 60 до 90

3. Какая температура тела здорового человека? (36,6)

4. Сколько зубов у взрослых? (32)

5. Сколько костей в теле взрослого человека? (206)

6. Сколько позвонков в позвоночнике человека? (33) от 32 до 35.

7. Сколько камер в сердце человека? (4)

8. Сколько кругов кровообращения у человека? (2)

9. Сколько литров крови в теле взрослого человека? (5)

Молодцы, ребята. Хорошо размялись.


2). Работа по таблице «Организм как единое целое».

Скажите, какая структурная единица лежит в основе всего живого? Ответ уч-ся: клетка.

Клетки одинаковые по строению и значению объединяются, образуя ткани, ткани образуют органы; органы объединяются в системы органов, которые образуют единый организм, как целое. Эту закономерность мы можем проследить и в русском языке, где в основе «языка» лежит буква, буквы складываются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а предложения образуют целый текст со смысловым значением.

3). Работа с учебником. Ответы по цепочке.

Откройте первый форзац учебника, где обозначены все системы органов человека.

- Какие системы органов есть у человека? (ответы учащихся по цепочке)

Мы изучили опорно-двигательную систему, кровеносную систему, дыхательную систему, а с нового года приступили к изучению пищеварительной системы.

На предыдущем уроке мы говорили о значение и составе пищи и о правильном отношение к питанию и к своему здоровью, что непосредственным образом связано с материалом, который вы изучали на уроках домоводства. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

Эпиграфом к пройденной теме я выбрала слова известного американского пропагандиста здорового образа жизни, деятеля американского движения за здоровое питание Поля Брегга:

«Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни - всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения»

Слайд 2.


4). Ответы учащихся с места

- Каково же значение пищи для живых организмов? (источник энергии и строительный материал)



На тему нашего урока сложено немало пословиц и поговорок:


  • Доброжелательность - лучшее средство для пищеварения.

  • Голодное брюхо к ученью глухо.

  • Брюхо не мешок, - в запас не наешься.

  • Больному помогает врач, а голодному - калач.

  • Голодному Федоту любые щи в охоту.

5). Составление СИНКВЕЙНА со словом «ПИЩА».


6). Работа с раздаточным материалом.

- Какие бывают пищевые продукты по своему происхождению? (растительного и животного происхождения)

- Пользуясь раздаточным материалом и своими знаниями по цепочке назовите продукты растительного, а затем животного происхождения. (Ответы учащихся).

Демонстрация и комментарии слайда в закреплении этого вопроса. Слайд 3.

7). Отгадайте загадку:

Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще — белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. (МОРОЖЕНОЕ)


- К какому продукту по происхождению можно отнести мороженое? (Ответы учащихся и комментарии учителя)


Индивидуальная работа.


8) Работа с наборным полотном и презентацией «Питательные вещества»

- Какие питательные вещества содержаться в пищевых продуктах?

( из предложенных карточек выбрать правильные ответы: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины) Слайд 4.


- Какие продукты богаты белками? (раздаточный материал+ Слайд 5.)

жирами? (раздаточный материал + Слайд 6.)

углеводами? (раздаточный материал + Слайд 7.)


Вода и минеральные соли также являются необходимыми питательными веществами. Слайд 8 и 9.

Без этих неорганических веществ невозможен ни один процесс в организме.


9) Собери «витаминную» корзинку.

Особое место отводится ВИТАМИНАМ. Слайд 10.

Мы много с вами об этом говорили. Одному из учеников необходимо собрать корзинку с продуктами богатыми витаминами.

В это время класс работает по учебнику с рисунком 127 «Источники витаминов» (стр. 148).

Затем проверяем правильность собранной витаминной корзинки.

ВЫВОД: Питательные вещества – вещества, необходимые живым

организмам для роста и развития: белки, жиры, углеводы, вода, соли и витамины. Слайд 11.


10). Коррекционное задание. В подведении итогов нашему повторению я прошу вас выполнить задания: определить общий признак и найти лишнее в каждой строке. Слайд 12 и 13.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учащиеся по очереди выходят к доске и демонстрируют муляж органа, который задал учитель (печень, сердце, почки, мозг, лёгкое, желудок, кишечник).


3. Подготовка к усвоению новых знаний.

1. Вступительное слово учителя.


Перед вами яблоко Слайд 14. Это не только очень вкусный фрукт, но и продукт богатый различными питательными веществами. Когда мы едим, то не задумываемся о том, какой путь проделает яблоко в нашем организме, чтобы отдать нам питательные вещества.

Ребята, скажите, какая система органов выполняет функцию переваривания пищи в нашем организме?

- Пищеварительная система.

И вот сегодня на уроке мы познакомимся со значением пищеварения и строением пищеварительной системы. Слайд 15.



4. Усвоение новых знаний.

1). Рассказ учителя.

Пищевые продукты состоят из питательных веществ, как мы сказали ранее. Основные питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода. Минеральные соли, витамины и вода легко усваиваются организмом. Белки, жиры и углеводы имеют очень сложное строение. Они не могут сразу из пищеварительной системы попасть в кровь и усвоиться организмом. Для того чтобы организм смог их использовать, вещества надо расщепить на более простые составные части. Из составных частей, как из строительных блоков, организм построит новые органические вещества, необходимые ему.

В пищеварительной системе пища (Слайд 16) измельчается и перетирается, передвигается по пищеварительному каналу, отработанные продукты выводятся из организма – это механическая функция; секреторная - питательные вещества

расщепляются на более простые составные части под действием

пищеварительных соков; и всасывающая функция – всасывание питательных веществ. Этот процесс обработки пищи в пищеварительной системе называют ПИЩЕВАРЕНИЕМ.

Итак, пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь. (Чтение хором) Слайд 17.


2) Словарная работа

Каково же строение пищеварительной системы?

Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желёз. Слайд 18.

Пищеварительный канал образуют ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник. Стенки пищеварительного канала образованы гладкими мышцами. Благодаря их сокращениям пища перемещается по каналу.

Пищеварительные железы выделяют пищеварительные соки. Эти соки переваривают пищу и превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. Пищеварительными железами являются слюнные железы, поджелудочная железа, печень и мелкие железы, расположенные во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника).


Теперь проследим, как пища продвигается по пищеварительному каналу. Слайд 19.

Пищеварительный канал начинается с ротовой полости. В ротовой полости пища пережёвывается и смачивается слюной. Под действием слюны пища начинает перевариваться. С помощью зубов разжевывается, измельчается. Жевать пищу надо очень тщательно, этим мы поможем нашему желудку. Народная мудрость гласит «Кто хорошо жует, тот долго живет»


Это интересно!

Дотроньтесь языком до верхнего неба позади зубов. Почувствовали поперечные полоски? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается, у всех зародышей млекопитающих зубы закладываются в несколько рядов, но в итоге развивается только один ряд.


Из ротовой полости пища поступает в глотку и далее в пищевод.


Глотка – верхняя часть пищеварительного канала, имеющая форму трубки. Участвует в рефлекторном проглатывании пищевого комка.

Сверху у самого входа в глотку свисает небный язычок, по краям, слева и справа от него, находятся миндалины, заполненные лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих в организм с пищей и воздухом. Но если миндалины воспаляются, их функция нарушается и возникает заболевание – тонзиллит, тогда миндалины становятся источником инфекции. Тонзиллит требует обязательного лечения.


Пищевод - мышечная трубка, длиной 25 см, отвечающая за продвижение пищи благодаря волнообразным сокращениям стенок.

Пищевод лежит за трахеей и из грудной полости через отверстие в диафрагме переходит в брюшную полость.

Проблемная ситуация!

- Почему человек, глотая плохо прожеванную пищу, испытывает боль в области шеи? Ответ учащихся.

- Совершенно верно, трахея как вы знаете, состоит из хрящевых полуколец, большие куски пищи, двигаясь по пищеводу, могут прижать трахею и вызвать боль и приступ кашля.


Двигаясь по пищеводу, благодаря сокращению его стенок, пища попадает в следующий отдел пищеварительной системы – желудок.

В желудке пища задерживается, перемешивается и переваривается под действием желудочного сока, который выделяют железы желудка. Причем, желудочный сок может начать выделяться уже при одном только виде и запахе пищи. Затем пища начинает продвигаться в следующий отдел пищеварительной системы – тонкий кишечник.

В тонком кишечнике (длина тонкого кишечника у взрослого человека примерно 5-6 м) происходит окончательное переваривание пищи и всасывание простых питательных веществ в кровь. А не переваренные остатки пищи продвигаются в следующий отдел пищеварительной системы – толстый кишечник.

В толстой кишке из не переваренных остатков пищи обратно в кровь всасывается вода и минеральные соли. Пища продвигается по толстой кишке до 12 часов. Толстый кишечник заканчивается прямой кишкой, через которую непереваренные остатки пищи выводятся из организма.


Итак, мы проследили продвижение пищи по пищеварительному каналу.


5. Проверка понимания нового материала.

1). А теперь, давайте восстановим этот путь ещё раз.

Перед вами таблица «Пищеварительная система», а сбоку словарные слова, которые необходимо соотнести с органами пищеварительной системы.

(учащиеся по очереди выходят к доске и подставляют слова к органам пищеварения).

2). Ответ на вопрос № 1 учебника, стр. 151


6. Закрепление нового материала. Выводы.

Работа в тетрадях самостоятельно. Стр. 32, работа № 86 «Органы пищеварения». Проверка, выполненного задания.

Чтение вывода в конце параграфа.

7. Информация о домашнем задании.

Стр. 149 – 151, ответы на вопросы в конце параграфа.

8. Итоги. Оценки. Благодарность за работу на уроке.

Учитель рассказывает интересные факты о пищеварительной системе


  • Длина человеческого пищеварительного тракта составляет около 10 метров, а та часть ЖКТ, в которой извлекаются полезные вещества, достигает 7 метров.

  • Если разгладить каждую складку тонкой кишки, то площадь ее поверхности составит примерно 250 кв. м.

  • Если учесть все бактерии и микроорганизмы, живущие в кишечнике человека, то их масса составит примерно 2,5 кг.

  • Объем пустого желудка составляет пол литра, а после принятия еды желудок может растянуться до 1 литра.

  • Каждый день на переваривание еды организм тратит около 10% всей энергии. Большая ее часть идет на переваривания алкоголя и белков.

  • В толстую кишку каждый день попадает примерно 8 литров жидкости, но из нее выходит около 100 грамм. Жидкость – это вода, соли, желчь и слизь.

  • Когда человек только думает о еде, у него начинает вырабатываться слюна. За день организм вырабатывает 1,7 литров слюны.

  • Печень выполняет больше 500 функций, которые очень важны для организма. Нужно следить за состоянием печени, потому что при расстройствах в организме она реагирует первой. ( интернет ресурсы http://gn24.net/publ/therapy/interesny-e-fakty-o-pishhevarenii-cheloveka.html)


За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картошки, 3-х быков, 2-х баранов, совершенно случайно около 70-ти насекомых, а женщины еще и почти 4 кг губной помады.

Немного истории.

Изучением пищеварительной системы занимался Иван Петрович Павлов (1849 – 1936), известный русский физиолог. В качестве подопытного животного он использовал собаку. В благодарность за это в городе Петербурге в 1935 году был установлен первый в мире памятник собаке - собаке Павлова с надписью « От благодарного человечества».


Название органа

Особенности строения

Функции

1.Ротовая полость

В полости рта расположены зубы, десна, язык и слюнные железы.

Измельчение пищи, смачивание слюной, расщепление углеводов. Язык перекатывает пищевой комок

2.Глотка

Трубка с несколькими отверстиями. Состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, которая изнутри выстлана слизистой.

Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок

3.Пищевод

Трубка 25-30 см. Верхняя часть образована поперечно - полосатой мышечной тканью.

Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок

4.Желудок

Большой мышечный мешок.(объем может достигать 3-х литров) Состоит из трех слоев мышц. Внутри имеет слизистые железы

Переваривание пищи под действием пищеварительного сока и ферментов

5.Двенадцатиперстная кишка (начальная часть тонкой кишки)

Длина 27-30см. В ее полость открываются протоки поджелудочной железы и печени.

Переваривание и всасывание части органических веществ, образование некоторых гормонов.

6.Тонкий кишечник

Длинная (около 5 м) трубка, диаметром 2.5-5 см, образующая петлю. Внутри есть слизистая с пищеварительными железами, выделяющими кишечный сок. Внутренняя поверхность имеет много ворсинок.

Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

7.Толстая кишка


Длина 1,5-2м; диаметр 4-10 см. Железы слизистой выделяю небольшое количество сока

Поглощение оставшейся воды.

8.Прямая кишка

Длина 13-15см

Удаление из организма непереваренных остатков пищи


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  1. Анастасова Л.П. и др.

«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)

  1. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.

«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д.

«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  1. Демьяненков Е.Н.

«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  1. Лернер Г.И.

«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)


Интернет – источники:

http://ppt4web.ru/images/848/25463/640/img0.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562ceb7d50c2f/img_user_file_562ceb7d50c2f_0.jpg

http://pptcloud.ru/system/slides/pics/000/082/752/thumb/Slide1.jpg?1480171975

pptcloud.ru

uslide.ru›biologiya…pischevaritelnaya-sistema.htm

https://multiurok.ru/gutova/files/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-nashie-pitaniie-shkola-rossii.html

http://ppt4web.ru/biologija/pishhevaritelnaja-sistema0.html

http://uslide.ru/biologiya/10672-pischevaritelnaya-sistema.html

http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/12523-organy-pischevareniya-4-klass.html

https://infourok.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_pischavaritelnaya_sistema_4_-_6_klassy-417020.htm

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-pishchievaritiel-noi-sistiemie

https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-dlya-klassa-o-pischevaritelnoy-sisteme-1053509.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Строение органов пищеварение и их значение"

Автор: Александрова Ирина Николаевна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока: "Гигиена питания" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-gighiiena-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "125040"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414869367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Органы пищеварения " 8 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-orghany-pishchievarieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "177419"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424630991"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока окружающего мира на  тему : Органы пищеварения"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemuorghanypishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "318036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460481493"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Здоровое питание. Органы пищеварения." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-zdorovoie-pitaniie-orghany-pishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417338572"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства