kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Органы пищеварения " 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНЫ   ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

8 класс

Мискевич Юлия Алексеевна

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов пищеварения в связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса пищеварения, его значение;
  • Развивающие:
    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    • развитие логического мышления, внимания;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • Задача урока:  
  • создать условия для освоения обучающимися особенностей строения органов пищеварения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Органы пищеварения " 8 класс »



ОРГАНЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

8 класс

Мискевич Юлия Алексеевна

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»



Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов пищеварения в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса пищеварения, его значение;

  • Развивающие:

    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развитие логического мышления, внимания;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

  • Задача урока:

  • создать условия для освоения обучающимися особенностей строения органов пищеварения.


Ход урока:


Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим с вами изучение организма человека.

Давайте просмотрим видеосюжет.

( Просмотр видео о приеме пищи)

Учитель:

О чем эта ситуация, куда делись булки?

(Ответы обучающихся)

- ребята обедают;

-прием пищи.

Будет ли польза от такого приема пищи?

(Ответы обучающихся)

-нет, можно подавиться, так как ребята быстро все проглотили;

-нет, нужно пищу жевать а не глотать;

Учитель:

Давайте посмотрим еще один сюжет.

(Просмотр видео о движении пищи по пищеварительному каналу)

Учитель читает текст- Каждый проглоченный нами кусочек пищи отправляется в путешествие, цель которого забрать из него самое ценное.

А что ценное содержится в пище пищей?

Ответы обучающихся

-питательные вещества

-строительный материал

-энергию

Учитель:

Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Ответы обучающихся.

Для того, чтоб пища могла обеспечить организм веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму.

Учитель:

Где происходит этот процесс? Давайте сформулируем тему урока?

Ответы обучающихся

-в пищеварительной системе;

- в органах пищеварения;

-тема урока «Органы пищеварительной системы».

Учитель:

Запишите тему урока в тетрадь «Органы пищеварительной системы»

Учитель:



Стадия «Вызов»

Пищеварительная система человека выполняет три основные функции: секреторная, двигательная и всасывательная. Кто по этим названиям можете описать их?



Организуется работа в паре.

Внимание на доску: перед вами таблица, предлагаю соотнести название функции с ёё сущностью. (соедините стрелками, назовите цифры соответствующие друг другу)



Учитель, начинает соотносить (см. схему). С групп выходят обучающиеся, соотносят функции с их сущностью, комментируют.







Функции


Сущности функций

1.Секреторная

1.Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание

2.Двигательная

2.Переход питательных веществ в кровь и лимфу

3.Всасывательная

3.Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал


4.Расщепление сложных органических веществ на более простые


5. Обеззараживание пищи



Учитель:

-Все ли функции вы соединили с сущностями?

Ответы обучающихся:

-Несколько сущностей затрудняемся отнести к функциям.

-Надо изучить подробнее органы пищеварительной системы и их функции.



Учитель:

Давайте вспомним, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих?

Похожа ли пищеварительная система млекопитающих и человека? Почему?

Давайте на доске изобразим пищеварительную систему в виде кластера.

Обучающиеся выходят к доске, из предложенных названий строят кластер.











Пищеварительная система





Пищеварительные железы

Пищеварительная трубка



Ротовая полость





желудочные кишечные



Глотка

пищевод



Прямая кишка



Слюнные

кишечник

Пищевод



Поджелудочная железа

кишечник



Печень

кишечник

Желудок



Толстый

кишечник

Тонкий кишечник















Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.



Стадия «Осмысления содержания»

Работа в группах (каждая группа получает индивидуальное задание)

Учитель предлагает выполнить задание, проводит инструктаж. Перед вами текст, прочитайте его. Продолжите кластер.

Записи должны быть ёмкими, но краткими. Для выполнения задания отводится 10 минут. По мере выполнения продолжайте клстер.



Обучающиеся читают, обсуждают в группах, выполняют задания.

1 группа Система органов пищеварения

Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 7-9 м, и ряда расположенных вне ее стенок крупных желез. Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой линии) всего лишь 70-90 см. Большая разница в размерах связана с тем, что пищеварительная система образует множество изгибов и петель.

Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.

Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. В ротовой полости она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют нам определять вкус пищи, ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез. В слюне содержатся вещества, убивающие микробов. Во рту начинает перевариваться пища.

Зуб - единственная часть человеческого организма, которая неспособна к самовосстановлению.

Глотка и пищевод. Через глотку и пищевод пища проходит в желудок. В верхней части ротовой полости твердое, а затем мягкое нёбо находится . Сверху в глотку свисает нёбный язычок. По краям, слева и справа от него, находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию. В норме они бледно-розового цвета. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом. При хроническом воспалении миндалин – тонзиллите – их функция нарушается. Больные миндалины становятся резервуаром инфекции. Тонзиллит требует обязательного лечения.

Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме.

2 группа

Система органов пищеварения

Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 7-9 м, и ряда расположенных вне ее стенок крупных желез. Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой линии) всего лишь 70-90 см. Большая разница в размерах связана с тем, что пищеварительная система образует множество изгибов и петель.

Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.



Желудок. В желудке (объем до 3 литров) пища перемешивается, переваривается под действием желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник.

Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок.

При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка. Это может случиться, например, если выпить слишком много газированных напитков.

Слизистая оболочка человеческого желудка обновляется каждые 3-4 дня. Если бы этого не происходило, то кислоты, используемые желудком для переваривания пищи, разъедали бы стенки желудка. Кстати, за день у человека выделяется около 3 литров желудочного сока и 2 литров — поджелудочного.

3 группа

Система органов пищеварения

Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 7-9 м, и ряда расположенных вне ее стенок крупных желез. Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой линии) всего лишь 70-90 см. Большая разница в размерах связана с тем, что пищеварительная система образует множество изгибов и петель.

Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.



Кишечник. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник.

Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом.

Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел – прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении.

4 группа

Система органов пищеварения

Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 7-9 м, и ряда расположенных вне ее стенок крупных желез. Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой линии) всего лишь 70-90 см. Большая разница в размерах связана с тем, что пищеварительная система образует множество изгибов и петель.

Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.

Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы мелкие и крупные околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные: выделяют слюну (в сутки до 1 литра) в которой содержаться: пищеварительные ферменты , вещества убивающие микробы. Микроскопические железы желудка (в желудке 35 миллионов пищеварительных желез) и кишечника выделяют пищеварительные ферменты (соляную кислоту), поджелудочная железа выделяют пищеварительные ферменты и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется


Стадия «Рефлексии»

Учитель:

Давайте вернемся к первому заданию и исправим ошибки

Ответы обучающихся:

- Четвертая и пятая сущности относятся к секреторной функции









Функции


Сущности функций

1.Секреторная

1.Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание

2.Двигательная

2.Переход питательных веществ в кровь и лимфу

3.Всасывательная

3.Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал


4.Расщепление сложных органических веществ на более простые


5.Обеззараживание пищи


Учитель:

Учитель предлагает выполнить тест(5 вариантов).


Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

 1 вариант

1.   Какой из перечисленных отделов не относится к пищеварительному каналу:

а)   глотка б)  пищевод

в)  поджелудочная железа г)  гортань

2. Где вырабатывается желчь?

а) в печени;        б) в поджелудочной железе;     

   в) в желудке.

3. Нарушение эмали зуба:

а) пульпит;  б) кариес;  в) тонзиллит.

4. Почему не перевариваются стенки желудка?

а) толстый мышечный слой;        б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи.

5.  У взрослого человека количество постоянных зубов:

     а)  20   б)  32 в)  16


Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

  1. вариант

1.Что такое пищеварение?

а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи;

в) механическая и химическая обработка пищи.

2.Какое значение для организма имеет пища?

а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция.

3.Где вырабатывается желчь?

        а) в печени;        б) в поджелудочной железе;        в) в желудке.

4.Где начинается процесс пищеварения?

        а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке.

5.Где завершается расщепление питательных веществ?

а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике.


Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

3 вариант

1.Где происходит всасывание воды?

        а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике.

2.Почему не перевариваются стенки желудка?

        а) толстый мышечный слой;        б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи.

3.Каково значение желчи в процессе пищеварения?

        а) расщепляются пищу; б) обеззараживает пищу;

        в) не влияет на пищу.

4.Пищеварительная система состоит:

        а) из органов, образующих пищеварительный канал; б) из органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения.

5. Какой из перечисленных отделов не относится к пищеварительному каналу:

а) глотка;  б) гортань;  в) печень. г) желудок



Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

4 вариант

1. Защитное бактерицидное действие в ротовой полости выполняет:

а) слюна; б) мягкое нёбо; в) язык.

2. Нарушение эмали зуба:

а) пульпит;  б) кариес;  в) тонзиллит.

3. Какой из перечисленных отделов не относится к пищеварительному каналу:

а) глотка;  б) гортань;  в) печень.

4. В каком отделе пищеварительной системы начинает расщепляться пища:

а) ротовая полость;  б) пищевод;  в) желудок.

5.Где происходит всасывание воды?

        а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике.

Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

5 вариант

1.Что такое пищеварение?

а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи;

в) механическая и химическая обработка пищи.

2.Какое значение для организма имеет пища?

а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция.

3.Где происходит всасывание воды?

        а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике

4.Где начинается процесс пищеварения?

        а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке.

5.Где завершается расщепление питательных веществ?

а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике.




Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».  

  1. вариант

1.Что такое пищеварение?

а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи;

в) механическая и химическая обработка пищи.

2.Какое значение для организма имеет пища?

а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция.

3.Где вырабатывается желчь?

        а) в печени;        б) в поджелудочной железе;        в) в желудке.

4.Где начинается процесс пищеварения?

        а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке.

5.Где завершается расщепление питательных веществ?

а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике.




Учитель предлагает закончить предложения

- Сегодня на уроке мне удалось…

- Самым интересным для меня было…

- Я расскажу своим друзьям о сегодняшнем занятии…



4. Домашнее задание

1. Выполнить практическую работу «Местоположение слюнных желёз» (стр. 125 учебника).

Задание по выбору:

1. Выполнить задание в рабочей тетради

2..Подготовить сообщения о заболеваниях зубов или электронную презентацию.






































14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Органы пищеварения " 8 класс

Автор: Мискевич Юлия Алексеевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока познания мира "Органы пищеварения", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-orghany-pishchievarieniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402495660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по математике по теме "Пропорция" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-po-tiemie-proportsiia"
    ["file_id"] => string(6) "117717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412871868"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока правила питания 8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapravilapitaniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "306135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458056037"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок по биологии на тему "Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции""
    ["seo_title"] => string(95) "urok-po-biologhii-na-tiemu-endokrinnaia-sistiema-chielovieka-zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "250569"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447090245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства