- Какой месяц следует первым после августа? ( Первым идёт сентябрь)
III. Лекция с элементами беседы.(5 мин.)
Учитель: - Осень - чудесное время. Это пора перелёта птиц и первых утренних туманов. Золотая листва деревьев и шёпот падающих листьев. Это время летающей паутины, а иногда и время дождей и первых морозцев по утрам. Мы любим осень за её лирику и поэтичность. Мы любим и ценим её дары: яблоки, груши, орехи и грибочки под деревом в лесу. Мы восхищаемся её красотой. Многие поэты и писатели любили осень и посвящали ей свои произведения. Подготовленные учащиеся читают стихи об осени.
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с рассказом Г.Скребицкого «Сентябрь».
IV.Чтение рассказа в учебнике на стр.64-65
V. Физминутка.( 3 мин.)
Ветер северный подул: «С-с-сс»,
все листья С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.) Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
VI. Работа с текстом.
Учитель: - Что можно наблюдать в природе осенью?
- Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей
- Как животные готовятся к зиме?
- Как люди готовятся к зиме осенью?
- Когда наступает день осеннего равноденствия?
Что это значит?
VII. Проверка усвоения материала.
- Расскажите, используя иллюстрации, как наступает осень?
Учитель: - Какая осень носит название « золотая»?
- Почему этот период осени так назвали?
- Какая осень – ранняя или поздняя изображена на картинках?
VII. Итог урока.
Мини-экскурсия. Учитель: - А теперь давайте посмотрим, что изменилось в нашем школьном дворе с приходом осени?