1. | Организацион-ный момент. | Приветствие учащихся. Настрой на предстоящую работу, выполнение заданий на «хорошо» и «отлично». Проверка готовности к уроку (правильно сесть, правильность расположения учебных принадлежностей). - Здравствуйте! Улыбнемся друг другу! Настроились на работу, на получение только хороших оценок! | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Правильная посадка. |
2. | Актуализация знаний. | - Итак, мы с вами продолжаем путешествие по нашей планете Земля. Мы выяснили, что на планете существуют огромные пространства земли, окруженные со всех сторон водами (океанами и морями). Как называются эти пространства земли? - Правильно, молодцы. Сколько материков на нашей планете? - Давайте вспомним, назовем и покажем эти материки. - Молодцы. На каких материках мы с вами уже побывали? - Правильно. На прошлых уроках мы начали путешествие по Южной Америке. - Скажите, почему существует Северная и Южная Америка? С чем связано такое название у материков? - Правильно, молодцы! Южная Америка, как раз находится в южном полушарии. | - Эти огромные пространства земли называются материками. - Материков 6. Обучающиеся по очереди называют материки, показывают их на глобусе. - Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка. - Если нашу планету мысленно разделить пополам по линии экватора, то получится два полушария - северное и южное. Там где северный полюс, это северное полушарие, где южный – южное. |
3. | Проверка д/з (повторение). | - Южная Америка-это четвертый по величине материк Земли. Мы знаем, что мореплавателя, который открыл Америку, зовут? - В честь какого мореплавателя материк Америка получил свое название? -На прошлом уроке мы познакомились с географическим положением, особенностями рельефа и климата данного материка. Вспомним, какими океанами омывается Южная Америка? - Какое море лежит на севере материка и чем оно примечательно? - Как называется остров, расположенный к югу от материка? - Почему этот остров имеет такое название? - Правильно, молодцы! В честь этого открытия пролив, по которому проплывал Ф.Магеллан, получил одноименное название. Покажем его на карте. - Как называется пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды? - Глядя на физическую карту Южной Америки, мы можем сделать вывод, что рельеф этого материка …? - Самая длинная горная цепь? - Как с перуанского переводятся «Анды»? - С чем связано такое название? - Какая пустыня расположена в Андах? - Чем примечательна эта пустыня? - Правильно, молодцы! Нам остается сказать только об особенностях климата Южной Америки. Мы выяснили, что материк находится в умеренном климатическом поясе. Вспоминает соответствующие погодные характеристики. - Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим материком. Познакомимся с разнообразием внутренних вод Южной Америки. Посмотрим наиболее крупные реки и озера. Откройте тетради, запишите число и тему урока. 19.03.24. Реки и озера. (стр. 138). | - Христофор Колумб. - Америка получила свое название в честь мореплавателя Америго Веспучи. - Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океаном. (показ на карте) - На севере материка располагается Карибское море. Существует фильм «Пираты Карибского моря». (показ на карте) - Остров Огненная земля. (показ на карте) - Этот остров имеет такое название потому, что проплывая ночью мимо него Ф.Магеллан увидел много горящих огней - это были костры туземцев. (показ на карте) -Пролив Дрейка. (показ на карте) - Рельеф материка разнообразен. Есть и горы, и возвышенности, и равнины. - Горы Анды. (показ на карте) - Медные горы. - Такое название связано с обилием полезных ископаемых в этих горах (цветные металлы, медь). (показ на карте) - Пустыня Атакама. (показ на карте) - Это необычная пустыня. Она состоит из песка и каменных пород. -Лето нежаркое, часто идут дожди (+15). - Зима теплая. Бывают снегопады и морозы, которые быстро проходят (+4). Записывают число и тему урока. |
5. | Изучение нового материала. | - Обратим свое внимание снова на физическую карту Южной Америки. Мы можем сделать вывод, что Южная Америка богата крупными полноводными реками. - Самая крупная река Южной Америки – Амазонка. Записываем в тетрадь. - Амазонка занимает второе место в мире по длине после Нила (Африка). Поиск на карте. - Начинается Амазонка в Андах, течет по Амазонской низменности и впадает в Атлантический океан. Течение ее медленное и спокойное. Чтение учебника про р. Амазонка стр. 138-139. - Следующая крупная река – Парана. Записываем в тетрадь. Парана берет начало на Бразильском плоскогорье и впадает в Атлантический океан. Показ на карте. - На реке Парана находится один из самых красивых в мире водопадов – Игуасу. Показ на карте. Записываем в тетрадь. р. Панара водопад Игуасу | Записывают Амазонка Показ на карте. Чтение текста обучающимися. Показ на карте. Показ на карте. |
7. | Продолжение работы по изучению нового материала. | - Продолжим. На материке Южная Америка находится самый высокий водопад во всем мире. Водопад Анхель. Посмотрите внимательно в карты и найдите название реки, на которой расположен этот водопад. р. Ориноко водопад Анхель. - Этот водопад расположен высоко в горах. Увидеть его целиком можно только с самолета. Записываем в тетрадь. Показ на карте. - Переходим к озерам Южной Америки. На материке сравнительно мало озер. На севере находится самое глубокое озеро материка – Маракайбо. Найдите его на карте, в чем особенность его расположения? Показ на карте. - Такой залив называется лагуна. | Записывают в тетрадь. Показ на карте. - Озеро напоминает морской залив, отделенный от моря преградой из песка и водорослей. Показ на карте |
11. | Итог урока. | - Молодцы! Давайте подведем итог сегодняшнего урока. - Какой материк мы сегодня продолжили изучать? - О каких водных ресурсах говорили? - Что такое «Лагуна»? - Вне зависимости от того, кто на каком материке живет, как человек должен относиться к водным ресурсам Земли? | - Мы продолжили изучение Южной Америки. - Говорили о реках и озерах. - Лагуна – это морской залив, отделенный от моря преградой из песка или водорослей. Ответы детей. - Беречь, экономить, не загрязнять, оберегать, экономно использовать. |