Использование настольных игр в обучении географии.
Использование настольных игр в обучении географии.
Игра– одно из древнейших средств воспитания и обучения детей.
Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. В практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение для всех людей социально - культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
К настольным играм относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино, игровые кубики. Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов сравнительно с другими. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
В организации проведения настольных игр можно выделить два этапа, тесно связанных между собой.
Первый этап – разработка игры учителем. Этот этап включает в себя подготовку материальной базы (карточки, знаки, топографическое и картографическое лото, графические конспекты, занимательные тексты).
Второй этап – составление настольных игр самими учащимися под руководством учителя (кроссворды, ребусы, топографические знаки).
Настольные игры.
«Третий лишний»
На доске или листе бумаги записывают три понятия, например: Волга, Конго, Атлас. Спрашиваю: что лишнее? А усложненная разновидность этой модели такая: найти трехзначное число, включающее соответствующие материк, государство и столицу. Таблица№1.
Государство Столица Материк
1. Алжир 4. Лима 7. Южная Америка
2. Перу 5. Гавана 8. Африка
3. Куба 6. Аддис-Абеба 9. Северная Америка
«Почта».
Изготавливаю шесть конвертов с надписями: «Северная Америка», «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Евразия». Участникам игры раздаю равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в конверт и не ошибиться адресом.
«Правильно отбери».
Суть игры состоит в том, чтобы, получив несколько открыток, рисунков, ученик сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями растительного и животного мира какой – либо природной зоны.
«Воображаемое путешествие».
Учащимся даю задание написать небольшое сочинение о совершенном путешествии в какой – либо район планеты. Шаталов В.Ф. считает, что такие игры служат источником развития творческого воображения, предлагает проводить топографические сочинения о результатах разведки, например «прифронтовой зоны».
«Знаешь ли ты эту страну».
Учитель называет страну, а участники игры письменно должны ответить на вопросы: столица, река, представители растительного и животного мира и т. д. Выигрывает тот ученик, который дал наиболее полный ответ.
«Путешествие по карте».
Ученики – капитаны судов, должны провести груз из одного порта в другой (из Ростова – на – Дону во Владивосток). Лучшим капитаном будет тот, кто выбрал самый короткий и удобный путь и наиболее подробно его описал. Игру можно усложнить, требуя описания захода в порты, стоящие на пути, составления лоции.
«Географическое лото».
Для игры необходимо несколько больших карточек с наклеенными на них частями географической карты, с изображением определенных географических объектов, карточки поменьше с условными обозначениями этих объектов и полоски бумаги с их названиями. Играют так: один из учеников берет полоски бумаги и читает названия объектов. В это время остальные учащиеся должны быстро положить на большую карточку маленькую. Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильнее закроет все географические объекты на большой карте.
«Узнай силуэт».
Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей. По ним школьники определяют географические объекты. Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры.
«Географическая цепочка».
Ученик называет любой город, другой называет город, начинающийся на последнюю букву уже названного города. По этой модели можно провести много игр, например, «Города и реки». Участники игры сидят напротив друг друга. Первый ученик, допустим, называет реку, а сидящий напротив должен назвать город, который расположен на этой реке. Например, первый ученик говорит: «Волга», второй отвечает «Саратов» и называет «Дон», третий отвечает: «Ростов – на – Дону» и т.д.
«Собрать карту».
Я разрезаю две одинаковые карты атласа на 5 – 6 частей и раскладывает каждую разрезанную карту в отдельный конверт. В состязании могут участвовать как по одному ученику от команды, так и все присутствующие в классе. Так как состязание парное, то для каждой пары можно предложить свою карту. Для выделения пар можно использовать жеребьевку. Время для выполнения задания – 2 минуты. Победителю в паре начисляют два балла. Если проигравший учащийся уложился в нормативное время, то он получает один балл.
«Географические названия».
Ученики записывают на листах бумаги географические названия рек, озер, морей, заливов и.т.д. Через некоторое время учитель останавливает ребят. Потом зачитывает записанные слова. Одинаковые названия вычеркиваются. Побеждает тот ученик, у которого записано больше названий, не встречающихся у других учеников.
«Занимательные вопросы».
Эти вопросы можно использовать как на уроке, так и при подготовке к викторине, КВНу.
Северо-Кавказский район.
1.Название каких городов указывают на свойства источников в этих местах? (Кисловодск, Железноводск, Минеральные воды)
2.Объясните, почему курортный город в Ставропольском крае называют Пятигорском? (Из города видны пять вершин горы Бештау)
Какой город издавна именуют «воротами Кавказа»? (Ростов – на –Дону).
Название какого города Северного Кавказа наводит страх? (Грозный).
Какой город Ростовской области называется так же, как и окружающие его степи? (Сальск).
Название какого курортного города Краснодарского края состоит из пяти букв, три из которых – буква «а»? (Анапа).
«Занимательный текст».
При изучении материала по курсу «География материков и океанов» на уроках обобщающего повторения можно использовать текст с преднамеренно допущенными ошибками.
«В дебрях Амазонии».
«Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной, таинственной и по-прежнему дикой Амазонки. Как велик был наш интерес к этой самой полноводной реке мира, которая несет свои прозрачные воды в Тихийокеан. Наша немногочисленная экспедиция с трудом пробивалась сквозь непроходимые дебри девственного леса. А какое разнообразие растительного мира! Вот мимоза с ажурными листочками, среди которых виднеется грациозная голова жирафа. А в какой восторг привел нас самый крупный цветок мира РаффлезияАрнольда, но мы все же постарались его быстрее покинуть.
В зарослях у воды мы услышали жужжание и насторожились, зная, что в этих местах водится мухацеце. Не задерживаясь, мы поспешили дальше. По дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели удивительное животное – кенгуру, быстро удаляющееся в глубь зарослей.
После кратковременного привала мы отправились дальше. Солнце поднималось все выше. Все испытывали жажду от неимоверной сухостивоздуха. Облегчение принес усиливающийся северо – западный пассат. Вскоре тучи заволокли все небо и пошел мелкий, моросящийдождь. К счастью, он скоро закончился, и мы снова двинулись в путь. Трудно было идти по вязкому чернозему, но мысль достичь подножия Килимаджаро ободрила нас, и мы не чувствовали усталости.
Мы не переставали удивляться диковинным растениям. Словно колонны, пальмы, лианы, ползли по земле, взбирались на деревья, напоминая щупальца огромного великана. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб, которое часто называют обезьяньим деревом, так как обезьяны любят лакомиться его плодами.
Дальше наш путь лежал через сухиекустарниковыезаросли. И только вечером, когда наступили долгие сумерки, мы остановились на привал. Невдалеке послышался шорох, и мы надеялись увидеть человекообразную обезьяну, зная, что она выбирает для обитания самые глухие места. Но шорох вскоре прекратился. Совсем рядом крикнула птица, послышался всплеск воды. И снова все замерло, воцарилась тишина. Наступила светлая тропическая ночь. На небе мы увидели БольшуюМедведицу и вскоре отыскали Полярнуюзвезду. Стало тревожно и грустно в этом чужом и диком лесу. И потянуло нас к родным Донским степям».
(Географические ошибки выделены курсивом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование настольных игр в обучении географии. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №110
Использование настольных игр в обучении географии.
Учитель Панкова Л.И.
Ростов – на- Дону
2015г.
Игра– одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. В практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение для всех людей социально - культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
К настольным играм относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино, игровые кубики. Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов сравнительно с другими. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
В организации проведения настольных игр можно выделить два этапа, тесно связанных между собой.
Первый этап – разработка игры учителем. Этот этап включает в себя подготовку материальной базы (карточки, знаки, топографическое и картографическое лото, графические конспекты, занимательные тексты).
Второй этап – составление настольных игр самими учащимися под руководством учителя (кроссворды, ребусы, топографические знаки).
Настольные игры.
«Третий лишний»
На доске или листе бумаги записывают три понятия, например: Волга, Конго, Атлас. Спрашиваю: что лишнее? А усложненная разновидность этой модели такая: найти трехзначное число, включающее соответствующие материк, государство и столицу. Таблица№1.
Государство Столица Материк
1. Алжир 4. Лима 7. Южная Америка
2. Перу 5. Гавана 8. Африка
3. Куба 6. Аддис-Абеба 9. Северная Америка
«Почта».
Изготавливаю шесть конвертов с надписями: «Северная Америка», «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Евразия». Участникам игры раздаю равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в конверт и не ошибиться адресом.
«Правильно отбери».
Суть игры состоит в том, чтобы, получив несколько открыток, рисунков, ученик сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями растительного и животного мира какой – либо природной зоны.
«Воображаемое путешествие».
Учащимся даю задание написать небольшое сочинение о совершенном путешествии в какой – либо район планеты. Шаталов В.Ф. считает, что такие игры служат источником развития творческого воображения, предлагает проводить топографические сочинения о результатах разведки, например «прифронтовой зоны».
«Знаешь ли ты эту страну».
Учитель называет страну, а участники игры письменно должны ответить на вопросы: столица, река, представители растительного и животного мира и т. д. Выигрывает тот ученик, который дал наиболее полный ответ.
«Путешествие по карте».
Ученики – капитаны судов, должны провести груз из одного порта в другой (из Ростова – на – Дону во Владивосток). Лучшим капитаном будет тот, кто выбрал самый короткий и удобный путь и наиболее подробно его описал. Игру можно усложнить, требуя описания захода в порты, стоящие на пути, составления лоции.
«Географическое лото».
Для игры необходимо несколько больших карточек с наклеенными на них частями географической карты, с изображением определенных географических объектов, карточки поменьше с условными обозначениями этих объектов и полоски бумаги с их названиями. Играют так: один из учеников берет полоски бумаги и читает названия объектов. В это время остальные учащиеся должны быстро положить на большую карточку маленькую. Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильнее закроет все географические объекты на большой карте.
«Узнай силуэт».
Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей. По ним школьники определяют географические объекты. Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры.
«Географическая цепочка».
Ученик называет любой город, другой называет город, начинающийся на последнюю букву уже названного города. По этой модели можно провести много игр, например, «Города и реки». Участники игры сидят напротив друг друга. Первый ученик, допустим, называет реку, а сидящий напротив должен назвать город, который расположен на этой реке. Например, первый ученик говорит: «Волга», второй отвечает «Саратов» и называет «Дон», третий отвечает: «Ростов – на – Дону» и т.д.
«Собрать карту».
Я разрезаю две одинаковые карты атласа на 5 – 6 частей и раскладывает каждую разрезанную карту в отдельный конверт. В состязании могут участвовать как по одному ученику от команды, так и все присутствующие в классе. Так как состязание парное, то для каждой пары можно предложить свою карту. Для выделения пар можно использовать жеребьевку. Время для выполнения задания – 2 минуты. Победителю в паре начисляют два балла. Если проигравший учащийся уложился в нормативное время, то он получает один балл.
«Географические названия».
Ученики записывают на листах бумаги географические названия рек, озер, морей, заливов и.т.д. Через некоторое время учитель останавливает ребят. Потом зачитывает записанные слова. Одинаковые названия вычеркиваются. Побеждает тот ученик, у которого записано больше названий, не встречающихся у других учеников.
«Занимательные вопросы».
Эти вопросы можно использовать как на уроке, так и при подготовке к викторине, КВНу.
Северо-Кавказский район.
1.Название каких городов указывают на свойства источников в этих местах? (Кисловодск, Железноводск, Минеральные воды)
2.Объясните, почему курортный город в Ставропольском крае называют Пятигорском? (Из города видны пять вершин горы Бештау)
Какой город издавна именуют «воротами Кавказа»? (Ростов – на –Дону).
Название какого города Северного Кавказа наводит страх? (Грозный).
Какой город Ростовской области называется так же, как и окружающие его степи? (Сальск).
Название какого курортного города Краснодарского края состоит из пяти букв, три из которых – буква «а»? (Анапа).
«Занимательный текст».
При изучении материала по курсу «География материков и океанов» на уроках обобщающего повторения можно использовать текст с преднамеренно допущенными ошибками.
«В дебрях Амазонии».
«Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной, таинственной и по-прежнему дикой Амазонки. Как велик был наш интерес к этой самой полноводной реке мира, которая несет свои прозрачные воды в Тихийокеан. Наша немногочисленная экспедиция с трудом пробивалась сквозь непроходимые дебри девственного леса. А какое разнообразие растительного мира! Вот мимоза с ажурными листочками, среди которых виднеется грациозная голова жирафа. А в какой восторг привел нас самый крупный цветок мира РаффлезияАрнольда, но мы все же постарались его быстрее покинуть.
В зарослях у воды мы услышали жужжание и насторожились, зная, что в этих местах водится мухацеце. Не задерживаясь, мы поспешили дальше. По дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели удивительное животное – кенгуру, быстро удаляющееся в глубь зарослей.
После кратковременного привала мы отправились дальше. Солнце поднималось все выше. Все испытывали жажду от неимоверной сухостивоздуха. Облегчение принес усиливающийся северо – западный пассат. Вскоре тучи заволокли все небо и пошел мелкий, моросящийдождь. К счастью, он скоро закончился, и мы снова двинулись в путь. Трудно было идти по вязкому чернозему, но мысль достичь подножия Килимаджаро ободрила нас, и мы не чувствовали усталости.
Мы не переставали удивляться диковинным растениям. Словно колонны, пальмы, лианы, ползли по земле, взбирались на деревья, напоминая щупальца огромного великана. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб, которое часто называют обезьяньим деревом, так как обезьяны любят лакомиться его плодами.
Дальше наш путь лежал через сухиекустарниковыезаросли. И только вечером, когда наступили долгие сумерки, мы остановились на привал. Невдалеке послышался шорох, и мы надеялись увидеть человекообразную обезьяну, зная, что она выбирает для обитания самые глухие места. Но шорох вскоре прекратился. Совсем рядом крикнула птица, послышался всплеск воды. И снова все замерло, воцарилась тишина. Наступила светлая тропическая ночь. На небе мы увидели БольшуюМедведицу и вскоре отыскали Полярнуюзвезду. Стало тревожно и грустно в этом чужом и диком лесу. И потянуло нас к родным Донским степям».