Приветствие учащихся. Проверка готовности детей к уроку: наличие тетрадей, ручек. Беседа с дежурным.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Сегодня мы с вами сделаем следующее:
- закрепим материал, изученный на предыдущих занятиях;
- подготовимся к выполнению практическойработы.
Ваша задача: следить за осанкой, поднимать руки, давать полные и четкие ответы, относиться к учителю и товарищам уважительно, не перебивая друг друга.
II. Проверка ранее изученной темы
- Что из себя представляет почвенная смесь? (Почвенная смесь — это земля, в составе которой есть как органические, так и неорганические добавки. Так же в ней могут присутствовать песок, опилки, древесина и торф. Она содержит в себе множество полезных для растений компонентов. Основой почвосмесей служит торф уникальный природный продукт. Образуется на болотах в результате разложения растений при недостаточном количестве кислорода или изготавливается самостоятельно)
- Какими бывают почвенные смеси? (Выделяют три вида почвосмесей: тяжелые, легкие и средние
Тяжелые состоят из листовой или перегнойной, дерновой земли и песка в пропорциях 1:1:3 соответственно
Средние — это дерн, листовая, торфяная или перегнойная земля и песок в пропорциях 2:2:1
Легкие делают из дерновой земли, торфяной, листовой или перегнойной и песка в пропорциях 1:3:1)
- Как мы можем получить почвенную смесь? (изготовить сами или купить готовую в магазине)
- Как человек должен относится к природе? Что мы с вами делаем по улучшению экологии нашего района?
Вы уже знаете, что в декоративном садоводстве есть свои орудия труда – это садовые инструменты и садовый инвентарь. И есть правила безопасной работы, которые необходимо неукоснительно выполнять. Проверим ваши знания (учащимся задается вопрос, они отвечают, ответ сравниваем с карточкой.Приложение№2).
III. Сообщение темы урока
Тема урока: «Осенние работы в цветнике».
Ребята, осень - это такое время года, когда садоводы наслаждаются плодами своего труда: обильными урожаями, красотой садов, зелеными газонами и цветущими клумбами. Вот и настала та пора, когда казалось-бы наконец можно отдохнуть от летних трудов до следующей весны. Но это не совсем так. Осень – это время года, когда закладывается основа будущего урожая и создаются условия для благоприятной зимовки растений. Для этого проводятся осенние работы на садовых участках, огородах, в парках и скверах, а также на нашем школьном участке в цветнике. Со многими работами вы уже познакомились. Давайте назовем те работы, которые мы выполняли с вами на пришкольном участке. (Обучающиеся называют виды работ)
Осенние работы в цветнике:
-сбор семян однолетних цветущих растений;
-удаление сухих и отцветших растений;
-пересадка с клумб в горшки не зимующих многолетних растений (георгин, хризантама);
-сгребание листьев, укладка в компостную яму;
-перенос готового компоста на клумбы и в парник;
-перекопка почвы;
-заготовка земляной смеси
Есть еще такие важные виды работ как:
- Посадка луковичных культур
В октябре еще есть возможность посадить те луковичные и клубнелуковичные культуры, которые остались непосаженными (гиацинты, тюльпаны, нарциссы). Окучить их на зиму. Такое одеяло из земли защищает их в зимнее время и прикрывает ростки, которые нередко пробиваются во время продолжительной теплой осени.
- Окучивание и выкопка клубней георгин.
- Выкопка гладиолусов, канн, бегоний, монтбреции и др.
Нужно обязательно выкапывать на зиму клубнелуковицы гладиолусов, не забыть про канны и некоторые другие культуры. Эту работу можно проводить в любую погоду, хотя приятнее, конечно, в сухой солнечный день. Клубневая бегония зимует в доме. Предварительно (после первых заморозков) у основания срезают ее стебли. Клубни нужно выкопать с комом земли, немного просушить и уложить в подходящую емкость. Их часто хранят в сухом торфе или песке. Самый простой способ — не вынимать земляной ком с клубнем, а оставить в том горшке, в котором бегония росла летом. Хранят бегонию зимой при температуре около + 5 — 10˚С.
Канны тоже нуждаются в выкопке. Для этого сразу после первых заморозков у них срезают стебель на высоте 10 — 15 см. Затем выкапывают корневище с комом земли. Укладывают в ящики, не отряхивая почву. Зимой держат в прохладном месте.
-Уход за многолетними цветами
Многолетники обязательно освобождают от засохшей или засыхающей наземной части. Ее относят в гумусную кучу, сжигают или выбрасывают. Место роста утепляют компостом или рыхлой почвой, которую весной разравнивают или сдвигают в стороны. Для задержки снега и вентиляции можно накидать лапник.
Те многолетники, которые продолжают цветение даже в период предзимья, срезают позже, иногда даже весной. Это хризантемы садовые, разные многолетние астры. Многолетние астры и корейские хризантемы осенью нужно пересадить в горшки.
- Обрезка и утепление роз на зиму
Розы к зиме нужно готовить. Это обеззараживание, удаление листьев, окучивание, обрезка и укрытие на зиму.
Больно подходить с секатором в руках к кусту, на котором еще есть цветы и бутоны. Важно определить подходящий момент, так как слишком ранняя обрезка стимулирует появление молодых побегов. Слишком поздняя обрезка тоже нежелательна.
-Утепление лиан
Клематисы осенью нужно подкормить калийными удобрениями. Полезно припудрить побеги и почву древесной золой.
Обрезка клематисов связана с тем, на каких побегах они цветут. У клематисов, цветущих на прошлогодних побегах, после окончания цветения нужно срезать только самую верхнюю часть отцветших побегов. Удалить надломленные и поврежденные части. Осенью подсыпают к клематисам рыхлый компост. Клематисы, которые цветут на новых (текущих) и прошлогодних побегах, обрезать на высоте около 120 см от уровня почвы.
У клематисов, которые цветут на побегах текущего года, срезать все побеги.
- Подготовка почвы, заготовка земли
Осенью проводится «генеральная уборка» участка. Удаляются сорняки, оставшиеся неубранными летники, сгребаются в кучи упавшие листья. Все это богатство попадает в компостные (гумусные) кучи. Почва за лето истощается. Ее нужно подкормить и привести в порядок, отрегулировать кислотность. Удобны смеси удобрений, предназначенные для осеннего внесения. На пакетах есть указание, для каких культур подходит данная смесь.
Прекрасным средством является древесная зола, источник калия и возможность снизить кислотность почвы. Ее роль в улучшении почвы часто недооценивается. Зола, по моим наблюдениям, часто оказывается полезной вопреки всем «правилам». Так, ее очень любят гортензии, которые на глазах хорошеют после каждой порции золы.
Осенью в почву вносятся и органические удобрения. Прекрасно, если есть возможность использовать навоз, особенно конский. Он есть на любой конюшне. Многие конюшни рады избавиться от многолетних залежей и готовы отдать навоз бесплатно (самовывозом, конечно).
Кислую почву известкуют. Следят, чтобы не пострадали растения, которые лучше растут на почвах с повышенной кислотностью.
- Уход за газоном
Многие владельцы участков придают большое значение состоянию своих газонов. Они не только регулярно стригут траву, удаляют сорняки, но и подкармливают газонные травы.
С газона обязательно нужно убрать всю опавшую листву. Это проще сделать веерными граблями. Трава отправляется в контейнеры для компоста. Под оставленными на зиму листьями (особенно кленовыми) газон выпревает и вымокает.
Осенью легко удаляются с корнем те сорняки, которые летом вытащить очень трудно. Например, одуванчики и пырей. Осень — лучшее время для их заготовки
- Утепление теплолюбивых кустарников
Теплолюбивые кустарники нуждаются в утеплении, но могут от него и пострадать.
Используется в качестве утеплителя рыхлая земля (хорошо перепревший компост), покупной (в больших пакетах) верховой и низовой торф, опилки со стружкой, нетканый материал, мешковину и лапник. Надежным является воздушно-сухое укрытие (из рубероида или досок, прикрепленных к жесткому каркасу).
(Учитель объясняет значение каждого вида работ.) Для создания своей семенной базы мы собрали с вами самые лучшие семена и разложили их на просушку и дозревание. В дальнейшем мы с вами будем семена сортировать и упаковывать на хранение. До заморозков на цветочных клумбах удаляются сухие растения, чтобы клумба выглядела красиво и эстетично, сохраняла свой первоначальный вид. На нашем школьном участке много деревьев. Осенью листья опадают, мы их подметаем, сгребаем в кучки, а затем переносим в заранее выкопанную яму. Яму с листьями закапываем землей, и через 2-3 года листья перегниют и превратятся в удобрение. Старые компостные ямы открывают и перегнившие листья используют в качестве удобрения, переносят на клумбы, раскладывают под деревьями и кустарниками. Осенью почву на клумбах и грядках перекапывают. Почву копают крупными комьями, не разбивая лопатой с той целью, чтобы комья зимой хорошо промерзли. Только тогда корни сорняков погибнут от морозов, а весной комья станут мягкими. Осенью заготавливают земляную смесь для выращивания цветочной рассады и комнатных растений.
IV. Динамическое закрепление новой темы
Учитель делит учащихся на две группы. Каждая группа получает карточку с изображением осеннего цветника. Ребятам предлагается описать какие виды работы нужно выполнить на каждом из цветников. Время на обсуждение 5 минут. Отвечает один человек, другие дополняют.
V. Заключительная часть урока
- обобщение пройденного материала (пополнение папки с наглядным материалом и тестами Приложение №1);
- оценка знаний обучающихся с комментированием.
VI. Домашнее задание
Подготовить рассказ о видах работ на домашней клумбе (какой будете использовать инвентарь, какие правила по технике безопасности будете соблюдать).
VII. Рефлексия
- Что на уроке вам понравилось?
- Какие вопросы были для вас самые сложные?
- Как вы считаете пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?