Конспект урока на тему « Ударение».
Цель. Уточнить представления детей об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.
Задачи: развивать фонематический слух, связную речь, наблюдательность на примере слов, различающихся ударением.
Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитывать познавательный интерес к родному языку, аккуратность в работе, самоконтроль.
Планируемые результаты.
Предметные: умение общаться посредством устной и письменной речи.
Регулятивные: принимать и сохранять предметную задачу, анализировать собственную работу, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: включаться в совместную работу, владеть монологической и диалогической формой речи, соблюдать орфоэпические нормы произношения.
Оборудование: бубен, молоток, рисунки , презентация на компьютере
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в работе.
3. Чистописание
- Я тетрадочку свою открою и как надо положу . Я, друзья, от вас не скрою , ручку вот как я держу, сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишите дату с доски.
4.Минутка чистописания
-Сегодня пишем букву Яя.
Всем на свете буква « Я»
Доложить готова.- А вы знаете , кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква « Я»-
Буква, слог и слово.
Дети пишут строчку Яя
( СЛАЙД 1).
5.Актуализация знаний учащихся.
-Ребята, любите загадки? Отгадайте одну из них.
Всегда во рту, а не проглотишь.
( СЛАЙД 2)
Резерв Если б не было его--- не сказал бы ничего ЯЗЫК
-Как вы догадались?
-Что означает это слово?( Орган вкуса)
-Какое ещё значение имеет это слово?
-Как предмет: русский язык, немецкий
Запишите слово ЯЗЫК, поставьте ударение
Прочитайте пословицу
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
-Как вы понимаете её смысл?
6. Микроитог, учитель комментирует работу учащихся.
7.Сообщение темы урока
-Внимание !( ударяю в бубен)
-Что вы услышали?
-Почему бубен зазвучал? ( был удар по нему)
- Послушайте, ( ударяю молотком) одинаковый ли звук от удара молотка.
( Учитель ударяет молотком сильнее- слабее)
-А почему? От чего зависит сила звука? ( От силы удара?)
Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
( Ответы детей) СЛАЙД
( УДАРЕНИЕ)
- Сегодня узнаем , почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения .
- Ударить можно не только в бубен или молотком. Ударить можно силой голоса.
( Значит что-то выделить силой голоса).
8. Чтение учителем стихотворения А. Шибаева.
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром—
Эй, невидимка- молоток—
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И звонко речь моя звучит.
-Слог, на который падает ударение , называется ударным.. Ударный слог произносится с большей силой, больше выдыхается воздуха
СЛАЙД
УДАРНЫЙ
9. Упражнения в определении ударного слога в слове
Коробка, лента , пирожки, кукла, медведь, ложка, ворона, сапоги (предметные картинки)
10. Физминутка
Кидаю мяч , называя слово, дети делят его на слоги.
( Карандаш, линейка, ручка , тетрадь азбука, пенал, урок)
11.Загадка.
Рыжие шубки по веткам скачут,
В дупло орешки прячут. Кто это? СЛАЙД две белки
-Запишите слово «белки», определите ударение
СЛАЙД
(картинка « белки»
Запишите слова парами, определите ударный слог.
12.Работа в парах.
- Запишите предложения , найдите слова, которые пишутся одинаково и поставьте ударение, объясните, что они обозначают.
У зайца два длинных уха. На плите варилась уха.
В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.
В русском языке ударение подвижное, если мы передвинем его, то изменится смысл слова.
13.Рефлексия.
14. Итог.
Солнце село за село.
Нам уж очень повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.