Конспект урока "Речные рыбы. Щука" по учебному предмету Окружающий природный мир предназначен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Речные рыбы. Щука"»
Дегтярева Елена Николаевна
учитель
1 квалификационной категории
ГКОУ СКШ № 571 г. Москва
Класс: 9
Тема урока: Речные рыбы. Щука
Учитель ГКОУ СКШ № 571 Дегтярева Е.Н.
Цель урока: формирование представлений о пресноводных рыбах на примере щуки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Задачи урока:
Образовательные
- закрепить и расширить знания названий животных, их различий;
- формировать у обучающихся представления о понятии «рыбы», научиться узнавать рыб на рисунке;
- обеспечить в ходе занятия освоение учащимися особенностей строения, передвижения и жизнедеятельности рыб на примере щуки.
Коррекционные
- корригировать произвольное внимание путём выполнения дидактических заданий;
- коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через выполнение интерактивного задания в МЭШ, дидактических игр;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения дидактического задания;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- прививать интерес к предмету «Окружающий природный мир».
Оборудование: электронная доска (презентация «Пресноводные рыбы. Щука», интерактивное задание в МЭШ «Пресноводные рыбы», видеосюжет «Речные рыбы. Щука», «Зачем рыбам плавательный пузырь», фрагмент мультфильма «По щучьему велению»), макет щуки, раздаточный материал (дидактические игры «Кто, где живёт?», «Найди четвёртый лишний», карточки с изображениями животных, пособие для построения модели плавательного пузыря, строения тела щуки, чешуи рыбы, карточки для домашнего задания, карточки для самооценки).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.
Звенит звонок весёлый,
Зовёт нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Садятся за парты.
2.Сообщение темы урока
Сейчас урок окружающего природного мира.
Какое сейчас время года, осень или зима?
Какой месяц, число, день недели?
Выполните задание: соедините названия времен года с изображением.
Интерактивное задание МЭШ «Времена года»
Что мы изучаем на уроке окружающий природный мир?
Мы уже знаем, что природу делят на живую и неживую. Сегодня мы продолжаем изучать живую природу, животных. Посмотрите на стол учителя, кого вы видите? (аквариум с рыбкой)
О ком мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «Речные рыбы. Щука».
Рыбы – это животные.
А что это за животные, их отличительные признаки мы сегодня узнаем.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Выполняют задание.
Слайд 1
3.Актуализация знаний
Каких рыб называют речными?
Какую речную рыбу мы изучали на прошлом уроке? (окуня)
Назовите, одним словом: окуня, щуку, карася. (рыбы)
Где живут рыбы?
Рыбы живут только в воде.
- Могут ли рыбы жить без воды?
- Без воды рыбы погибнут, так как они не приспособлены к жизни на суше. Вода - это их дом.
Рыбы – это водные животные (первый отличительный признак рыб).
Выполните задание «Кто, где живёт?»
Сейчас мы вспомним строение тела рыбы.
Тело рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. А, еще у рыбы есть плавники. С их помощью они могут быстро плавать.
Отвечают на вопросы.
Слайд 2
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание
Слайд 3
4.Объяснение нового материала
Ребята, у меня в руке, и у вас на партах, макет рыбы. Это щука. Щука живёт в реке, значит это речная рыба.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это … (щука)
Щука – хищная рыба. Щуку рыбаки прозвали речным волком потому, что она охотится на всё, что может двигаться — от рыб до лягушек и червей.
Сейчас мы посмотрим видеоролик в МЭШ «Речные рыбы. Щука».
Посмотрите на щуку.
Строение тела щуки (объяснение материала).
Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище, хвост и плавники. На голове расположены глаза, рот и жабры. А по внешнему виду рыбы отличаются.
Щука может достигать в длину более 1м и весить больше 30 кг. Тело щуки имеет вытянутую форму. У неё остроконечная голова и целый ряд острых зубов. Скрываться среди водорослей щуке помогает её окраска: спина - коричневая или тёмно-зелёная, а бока - светлее.
Выполните задание «Собери щуку».
Выдать макеты щуки.
Смотрят видео.
Слайд 4
Выполняют задание.
5.Физкультминутка
Учитель выполняет упражнение.
Слайд 5
Выполняют упражнение.
6.Работа по теме
Где живут рыбы?
А может ли человек жить под водой? Человек жить под водой не может, потому что ему необходим воздух.
Рыбы не могут жить без воздуха также, как и человек. Но, мы не можем дышать под водой, а рыбы могут. Так как-же рыбка дышит? На голове у рыбы есть специальное приспособление для дыхания под водой - жабры. Жабры похожи на гармошку, они постоянно раскрываются и закрываются. Рыбка заглатывает воду, плотно закрывает рот, вода проходит через жабры и выходит наружу, а воздух остаётся в рыбке.
Жабры – орган дыхания рыбы. Это второй отличительный признак рыб.
Что помогает рыбе дышать под водой?
Рыбы отлично плавают. Внутри рыбы есть специальный мешочек - плавательный пузырь, он и обеспечивает плавучесть рыб. Плавательный пузырь помогает рыбке не тонуть. Наполняя его воздухом, рыба может подниматься вверх или сдувая, как шарик, опускаться вниз. Это третий отличительный признак рыб.
Сейчас мы посмотрим видеоролик «Зачем рыбам плавательный пузырь?»
Что помогает рыбам плавать?
Прикрепите плавательный пузырь к телу рыбы (задание с плавательным пузырём).
Тело щуки, как и других рыб, покрыто чешуйками. Все вместе они образуют защитный покров - чешую. Чешуя - это надёжная защита для тела рыбы от повреждений.
Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй (это четвёртый отличительный признак рыб).
Сейчас мы построим защитный покров для рыбы – чешую.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Слайд 6
Отвечают на вопрос.
Слайд 7
Слайд 8
Смотрят видео.
Отвечают на вопрос.
Выполняют задание.
Слайд 9
Выполняют задание.
7.Закрепление материала
Немало сказок, преданий и легенд связано со щуками. Помните сказку «По-щучьему велению»?
Сейчас мы увидим фрагмент мультфильма «По щучьему велению».
Выполним задание в МЭШ «Речные рыбы».
Перед вами карточки, на которых изображены рыбы. Рассмотрите картинки, соедините их с названием рыб.
Вспоминаем, кого мы изучали на уроке?
Где живут рыбы?
Что помогает рыбам дышать?
Что помогает рыбам плавать?
Чем покрыто тело рыб?
Выполните задание «Найди четвёртый лишний». Какая картинка лишняя? Зачеркните её. (резерв)
Смотрят видео.
Выполняют задание.
Выполняют задание.
Слайд 10
Отвечают на вопросы.
8.Домашнее задание
Вариант 1
Выполните задание в тетради: соедините части тела рыбы с названием, найдите и раскрасьте щуку.
Вариант 2
Выполните задание в тетради: соедините линией название рыбы с картинкой.
Слайд 11
Слушают учителя.
9.Рефлексия. Итоги урока, выставление оценок
Самооценка.
Оцените свою работу на уроке – поднимите смайлики.
Если вам на уроке всё было понятно, то поднимите веселый смайлик.
Если многое непонятно и трудно, то поднимите грустный смайлик.
Выставление оценок за работу на уроке.
Вы сегодня хорошо работали на уроке, и я рада поставить пятёрки…, четвёрки…! Спасибо за урок! А, сейчас – перемена!