Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок письма по теме "Твёрдые и мягкие согласные".»
Урок письма в 3 классе.
Итоговый урок по теме «Твёрдые и мягкие согласные».
Цели: закрепить умение выделять в словах твёрдые – мягкие согласные; обобщить знание об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных звуков последующими гласными буквами.
Развивать внимание, фонематический слух и восприятие, мышление, память и речь учащихся.
С помощью занимательных приёмов и упражнений поддерживать работоспособность учащихся на протяжении всего урока, воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: звуковые символы, презентация: слайды с изображением волшебников Тима и Тома, дивана и скамейки, со словарными словами, памятки, А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Ход урока.
Организационный момент.
Уч – ль. Ну, ребята, чур-молчок
Начинается урок.
Знакомство с темой урока. (Слайд № 1).
(Все дети читают про себя, хорошо читающий ученик читает вслух).
Уч-ль. По какой теме мы работали на прошлых уроках?
Кто приходил к нам в гости? (На доске вывешиваются картинки Тима и Тома).
Актуализация опорных знаний.
Вопросы. Какие согласные лечит Том?
Какие согласные лечит Тим?
Какие звуки называются твёрдыми?
Какие звуки называются мягкими?
(Дети дают ответы, рассказывают правило, используя памятку).
Уч-ль. Тим и Том предлагают вам игру «Твёрдый-мягкий».
Дети сигнализируют кругами: синим – если слово начинается мягким согласным; зелёным – если слово начинается твёрдым согласным).
Игровое упражнение «Медведь и медвежонок».
Уч-ль. «Жили-были два медведя. Один был большой, а второй-маленький. Оба любили петь. Песенки были похожими, но пели медведи по-разному: большой пел грубым голосом, маленький - ласковым, мягким голоском. (Голосом медведя говорит учитель): (Голосом медвежонка – дети):
Ла-ла-ла! Ля-ля-ля!
Ду-ду-ду! Дю-дю-дю!
Со-со-со! Сё-сё-сё!
Ры-ры-ры! Ри-ри-ри!
Нэ-нэ-нэ! Не-не-не!
Вывод. Как произносятся твёрдые согласные?
Как произносятся мягкие согласные?
Оценки.
Работа над темой урока.
Минутка чистописания.
Задание. В каждом из данных слов пропущена одна и та же буква один или два раза.
М…ч, р…д, д…д…, н…н….
-Какая буква пропущена?
- Как догадались?
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
Яа Ая Яа Ая
- Продолжить данную запись до конца строки.
Уч-ль: Тим и Том предлагают рассадить эти гласные на диван и скамейку. Какая гласная буква расположится на мягком диване, какая на скамейке?
Какие ещё гласные, указывающие на мягкость предшествующего согласного можно разместить на мягком диване, на твёрдой скамейке?
(В тетрадях появляется запись: я.е, ё, ю, и а, о, у, э, ы).
Физминутка.
Уч-ль. –Если услышите слово с мягким согласным в начале слове – достаёте правой рукой носок левой ноги. Если услышите слово с твёрдым согласным в начале слова – достаёте левой рукой носок правой ноги.
Уч-ль. –Тим и Том предлагают вам картинный диктант. (Слайд № 2).
Если слово начинается с мягкого согласного звука – записываем его в 1-й столбик; если с твёрдого согласного звука – во 2-ой столбик.
Слова: корзина, месяц, картофель, пенал.
Твёрдые и мягкие подчеркнуть соответственно одной и двумя чертами.
(Вызванный ученик записывает на доске, другие – в тетрадях, выделяют твёрдые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные).
Оценки.
Работа с учебником.
Упражнение № 18, стр. 84.
(Учитель с детьми разбирают задание упражнения, дети самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях, подчёркивают твёрдые и мягкие согласные. Слабые уч-ся выполняют с учителем).
Оценки.
Работа над предложениями.
а). Задания. Прочитать предложения, записанные на доске. Вставить нужные по смыслу слова. Выделить твёрдые и мягкие согласные.
Приятный запах у … .
В спортивном зале тяжёлые … .
(Маты, мяты).
(Сильные ученики выполняют самостоятельно, слабые по карточкам).
Проверка. Оценки.
б). Игра «Огоньки».
Эти предложения Тим и Том предлагают записать под диктовку и зажечь красные огоньки под каждой орфограммой, выделить твёрдые и мягкие согласные.
Дядя Ваня рыбак.Ёжик живёт уЛёвы.
(Ученики зажигают огоньки, выделяют твёрдые и мягкие согласные. Затем один спрашивает у другого: «Дима, какую орфограмму ты применил в слове «дядя»»? Дима отвечает и получает право задать вопрос о следующей орфограмме другому ученику. И так до конца предложения.)
Оценки.
Итог урока.
- По какой теме мы работали на уроке?
- Каким буквам мы уделяли внимание?
- Помогите нашим волшебникам в каждом ряду найти лишнюю букву:
а ё о у ё
ы о я э я
н т и к и
у е ы о е
р б ю ш ю
- Кто из волшебников дружит с этими буквами: Тим или Том?
- Почему?
Тим и Том благодарят вас за урок и сообщают ваши оценки.