1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кожных заболеваний. 2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых. 3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гигиена тела человека»
“ ГИГИЕНА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ” 5 класс
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
Задачи:
1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кожных заболеваний. 2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых. 3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Активизация словаря:
1. Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья. 2. Вода – прозрачная бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря. 3. Кожа – наружный покров тела человека и животных.
(Литература: Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: “Норинт”, 2000. – 1536с.)
Материал к занятию:
1. Информация о гигиене тела человека в учебно-тематическом комплексе “Гигиена тела человека”. 2. Плакат – “Забота о коже – залог здоровья” 3. Иллюстративный материал о гигиене тела человека. 4. Стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме занятия. 5. Раздаточный материал на каждого ребенка – бумага, карандаши, ручки.
Подготовка перед занятием:
1. Оформление кабинета: распределить иллюстрации о гигиене человека. 2. Разложить необходимые пособия как для работы по подгруппам, так и для индивидуальной работы. 3. Проветривание помещения.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Доброе утро, ребята. Обратите внимание на оформление нашего кабинета и попробуйте догадаться о чем сегодня будет идти разговор. (Ответы - предположения детей)
- Вы правы, сегодня мы будем говорить с вами о гигиене. Как вы понимаете слово “гигиена”? (ответы детей) Если объединить все ваши ответы, то получается, что гигиена – это мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья. (Вывесить определение на доске)
- Подумайте и скажите, где и когда необходимы мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья? (по мере ответов на доске открывать таблицу)
ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА
ДВОРА
ГОРОДА
ПОДЪЕЗДА
УЛИЦЫ
КРАЯ
Г И Г И Е Н А
РОССИИ
ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ЗЕМЛИ
ПОЛОСТИ РТА, ЗУБОВ
ГЛАЗ
ВОЛОС
КОЖИ: ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, НОСА И ДР.
- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о гигиене тела человека. (На доске остаются только таблицы, касающиеся раздела “Гигиена тела человека)
Г И Г И Е Н А
ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ПОЛОСТИ РТА, ЗУБОВ
ГЛАЗ
ВОЛОС
КОЖИ: ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, НОСА И ДР.
СНА
- Давайте вспомним о том, что способствует заболеванию кожи. Кто из вас может сказать что такое “кожа” (проверим по карточке № 1, на которой напечатано определение данного слова). – ответы детей. А для того, чтобы проверить, знаете ли вы правила ухода за кожей, вы возьмите чистые листы бумаги, положите одну из ладошек на листок и обведите руку на бумагу. Затем на каждом нарисованном пальчике напишите правила ухода за кожей рук, т.е. вы должны вспомнить не меньше 5 правил. Приступайте к выполнению задания.
Примерные правила:
* мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после туалета, после прогулки; * следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами; * беречь кожу от порезов и ран – осторожно обращаться с режущимися и колющимися предметами; * беречь кожу от ожогов и обморожения – ходить в варежках или перчатках, соблюдать технику безопасности во время пользования газом. * пользоваться питательным кремом – если появятся трещины, сыть, прыщики и др., но обязательно только после того, как побеседуешь с мамой, посоветуешься с врачом – косметологом.
Если ребята вспомнят и напишут правила на каждом пальчике то, на ладошке можно нарисовать улыбающуюся мордочку.
Дидактическое упражнение: “Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за кожей (мыло, шампунь, мочалка, полотенце, мазь, лейкопластырь, бинт, ягоды (для масок лица) и т.д.
- Ребята, как вы думаете, чистота кожи зависит только от того, как вы, добросовестно или нет будите, следит за своей кожей. Или есть еще и другие причины, при которых ваша кожа может заболеть, повредиться? (Ответы детей)
- Но мы с вами говорили, что кожа – это– наружный покров тела человека и животных. Действительно, здоровье кожи одного человека, животного во многих случаях зависит от отношения многих людей и каждого к чистоте окружающей природы: к чистоте воздуха, воды, почвы. Подумайте, что нужно делать, чтобы реже болела наша кожа, чтобы животные не могли повредить свою кожу. (Фрагмент видеофильм о нефтяных разливах, при которых погибают животные)
- Мы с вами уже говорили о гигиене полости рта, о гигиене зубов, вы отвечали на вопросы анкеты. Давайте вспомним, что такое “кариес”, кто такой врач – стоматолог, для чего нужно полоскать рот после каждого приема пищи? Что нельзя брать в рот, чтобы не повредить зубы?
- Для того, чтобы вспомнить правила гигиены глаз возьмите чистые листы бумаги, в центре нарисуйте модель глаза, а вокруг предметы, которые при неосторожном пользовании могут причинить боль глазу. (Ребята выполняют задания) После этого вспомнить
Полезные советы:
Береги глаза, когда стираешь белье или выводишь пятна
Не три глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа
Не читай лежа на диване или кровати
Нельзя читать в движущем транспорте (в вагоне, в автобусе и т.д.)
Читай сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны
Не носи чужие очки
Смотри телевизор, сидя и не больше 40 минут подряд
Делай гимнастику для глаз
Лампу ставь слева.
Сиди за столом прямо.
Будь осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницами, иголкой, булавкой, спицами и др.)
Отгадайте загадки:
Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)
Подойдешь к стеклу – портрет,
Отойдешь – портрета нет. (Зеркало)
Для кудрей и хохолков
Двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
- Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье волос? Посмотрите у кого из наших девочек самые длинные волосы. Расскажи, пожалуйста, Галя, как ты ухаживаешь за своими волосами.
Игра “Разрешается – запрещается”
Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, выполняют имитирующие движения, если же запрещается, то не выполняют, например:
Разрешается
Запрещается
Чистить зубы
Мыть волосы
Пользоваться носовым платком
Принимать душ
Мыть руки
Грызть ногти
Лежа читать
Ковырять в носу
Жевать в общественном транспорте
- А сейчас мы с вами все вместе прочитаем стихотворение “Пугалки” М. Котина. Обратите внимание на последовательность строк стихотворения, в этом вам помогают цифры.
Пугалки М. Котин
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
В конце занятия каждый ребенок получает в подарок небольшие сувениры – предметы личной гигиены
Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:
1. Стихи по теме 2. Загадки 3. Пословицы и поговорки 4. Дидактические игры и упражнения 5. Вопросы на повторение 6. Стихи и ситуации 7. Дополнительная литература