Просмотр содержимого документа
«Значение игры в формировании и коррекции произношения»
Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Именно на индивидуальном занятии мы учим ребёнка правильно произносить звуки, прививаем самоконтроль за произношением, стараемся, чтобы ученик использовал эти знания и умения на общеобразовательных уроках и во внеурочное время. Работая в школе более 20 лет, можно сказать, что такие занятия могут быть неинтересными и скучными в силу многократного повторения речевого материала или одних и тех же упражнений, поэтому мы постоянно ищем новые методы работы. Используя игры, педагог достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Сурдопедагог одновременно является и наставником и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Используя дидактическую игру, педагог достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. В своей работе особое внимание уделяем использованию игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным и привлекательным для неслышащих детей младшего школьного возраста. А в условиях специальной школы использование игры приобретает коррекционную направленность. Происходит исправление или ослабление недостатков. Для наших детей такими недостатками является отсутствие возможности полноценно воспринимать звуки окружающего мира, словесную речь и как следствие нарушение в психическом развитии, трудности контактов с миром слышащих. Значение игры в формировании и коррекции произношения, а также в развитии слухового восприятия у неслышащих обучающихся очень велико и выполняет следующие функции: обучающая (помогает в овладении знаниями); развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал); коррекционная (исправляет недостатки); коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества); терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении); занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). На индивидуальных занятиях по формированию произношения, кроме особенностей постановки звуков глухим детям, возникает проблема их автоматизации, также воспитания навыков самоконтроля и желания следить за своим произношением. Чтобы произношение звуков было достаточно чётким и стабильным, требуется многократное его повторение. Чтение слогов, слов, фраз несколько раз вызывает порой негативное отношение к занятиям со стороны детей. Перед учителем - дефектологом в школе глухих и слабослышащих возникает задача – заинтересовать детей, вызвать действенный познавательный интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, к заучиванию стихотворений, к чтению текста и запоминанию прочитанного. На индивидуальных занятиях мы применяем следующие виды игр: дидактические игры; В своей работе стараемся использовать уже готовые дидактические игры, но адаптируем их для глухих и слабослышащих обучающихся с учётом определённого возраста и индивидуальных способностей. Так как у наших детей ограниченный словарный запас, нарушен грамматический строй речи, стараемся, чтобы игры содержали таблички со словарём, необходимым для проведения данных игр и она становится более понятной, доступной, вызывает только положительные эмоции. К таким играм относятся словесные дидактические игры: Тематическое лото и домино в различных вариантах: картинка – картинка, картинка – табличка, картинка – часть картинки, картинка – часть таблички, назывании чисел и др. Дидактические игры по темам: «Что чем едят?» (в ходе игры закрепляется словарь по теме «В столовой»), «Чей детёныш?», «Времена года» и др. ; Кроссворды – кроссворды уже с нужными заготовками и составление собственных кроссвордов ; Игровые упражнения с картинками, отдельными словами, слогами. чистоговорками, предложениями: «Составление цветка», «Составление солнышка», «Поймай рыбку», «Накорми зайчика, мишку», «Наряди ёлочку», «Собери овощи и фрукты в корзинки» и др. Игры с предметными картинками – «Угадай, что это», «Что пропало?», «Что изменилось?», «Что лишнее и почему?», «Запомни порядок», «Разложи картинки в коробки, в корзинки» и т.п. Чудесный мешочек. Игры на развитие связной речи ( на умение составлять вопросы и развёрнутые ответы, небольшой связный текст): «Полузакрытая картинка», «Кто как передвигается», «Времена года», «Накрой на стол», «Собери человечка», «Приготовь обед» и др. Игра «Эрудит» Материалом для таких игр могут служить и просто отдельные картинки на определённый звук, и различные предложения , словосочетания, слова и задания типа: придумай, составь предложения из слов, дополни предложения, вставь пропущенные буквы, реши примеры и др. Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения и психологической разгрузки (психогимнастика, релаксация, фонетическая ритмика, гимнастика для пальцев рук, дыхательная гимнастика, физкультминутки, артикуляционная гимнастика); В работе с глухими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения используются и специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки. Коррекционное влияние игры на эмоциональную сферу ребёнка с особыми потребностями доказывает, тот факт, что в норме школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.