по адаптированным образовательным программам № 2 г.Энгельса»
ПРОЕКТ
«Вот он хлебушек душистый»
Участники проекта – обучающиеся 4 класса(II вар.) и обучающиеся 6-7 класса (II вар.)
8 «Б» (II вар.)
Руководители проекта – Елена Владимировна Котина, учитель начальных классов, , Ольга Николаевна Шишканова, учитель начальных классов.
2023-2024 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1.Пояснительная записка
2.Паспорт проекта
3.Актуальность
4.Постановка проблемы
5. Этапы проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
6.План реализации проекта
7.Ожидаемые результаты
8.Обеспечение проекта
9.Список литературы
1.Пояснительная записка.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами в подготовительной к школе группе мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
2.Паспорт проекта
1.
Наименование проекта
«Вот он хлебушек душистый».
2.
Разработчики проекта
Котина Елена Владимировна., учитель начальных классов,
Ольга Николаевна Шишканова, учитель начальных классов.
3.
Участники проекта
Учащиеся 4 класс (II вар), учащиеся 6-7класса (II вар), родители.
4.
Цель и задачи проекта
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Прививать уважения к хлебу и людям, вырастившим его. Научиться работать в группе.
Задачи.
Учебные:
- Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
- познакомить с различными художественными техниками;
Воспитательные: - создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе; - формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности; - привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
- воспитание уважения к людям труда;
Коррекционно-развивающие : - создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления); - развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук; - развивать цветовое восприятие.
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать интерес к активной творческой деятельности
5.
Сроки реализации проекта
ноябрь 2023- март 2024г.
6.
Тип проекта
Долгосрочный, познавательно- творческий.
7.
Вид проекта по комплектности
Межпредметный.
3.Актуальность проекта
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Хлеб - это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с обучающимися 4,6-7 и 8"Б"классов второго варианта, мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. При учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.
4.Проблема проекта
В нашей школе - интернат все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, несмотря на это, многие не доедают и кидают взятый кусок хлеба. Нет понятия бережного отношения к хлебу. Недосформированность коммуникативных навыков у детей, умения работать в коллективе.
5.Этапы проекта
1.Подготовительный этап:
Постановка темы, целей и задач проекта.
Ознакомление с проектом родителей.
Побеседовать с детьми о том, что работать сообща приятно и интересно.
Подбор наглядно-дидактических пособий, покупка необходимых принадлежностей для практических занятий.
2. Основной этап:
Беседа с детьми.
Чтение художественной литературы и стихов по теме.
Просмотр мультфильмов по теме.
Изготовление поделок по теме.
Оформление выставки рисунков, поделок.
3. Заключительный этап:
Презентация проекта « Вот он хлебушек душистый», оценка достижений, рефлексия.инсцинировка сказки "Колосок".
6. План реализации проекта
№
Виды работы
Дата
Ожидаемые результаты
Ответственный
Вводная беседа с детьми на тему ««Как хлеб на стол пришел»
ноябрь
Постановка темы, целей и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
Котина Е.В.
Д/игры «Посчитай зерна», «Разрезные картинки»
Рассматривание колосков, зёрен.
Рассматривание книг и альбомов о хлебе.
ноябрь
Расширение знаний по теме проекта.
Шишканова О.Н
Котина Е.В.
Просмотр мультимедийной презентации «От зернышка до хлеба»
Сказки: Башкирская народная сказка «Ленивая девочка»,Белоруская народная сказка «Лёгкий хлеб» Ирис Ревю «Ароматный хлеб» Украинская народная сказка «Колосок»
декабрь
К.Чуковский «Чудо – дерево», «Крылатый, мохнатый, да масляный». Стихи: Токмакова «Что такое хлеб», Я.Аким «Пшеница»
Проговаривание скороговорок о хлебе: Проговаривание скороговорок о хлебе:
Саша любит сушки, Соня ватрушки,
Бублик баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку
декабрь
Восприятие и формирование зрительных образов. Развитие речевой активности.
Расширение кругозора.
Котина Е.В.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр
Рисование «Пшеничное поле »
Конструирование из конструктора по робото- технике «Комбайн»; «Машина», «Мельница»
Рассматривание картин русских художников И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская"
январь
Развитие творческих способностей и познавательной деятельности.
Шишканова О.Н.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Раскрашивание раскрасок
январь
Закрепить интерес слушать произведения художественной литературы.
Котина Е.В.
Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
январь
Развитие умения работать коллективно. Расширение знаний о снеге.
Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий.
февраль
Расширение кругозора. Изучение поведения животных весной.
Котина Е.В.
Мероприятие «Здравствуй, масленица».
февраль
Развитие познавательной деятельности.
Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый»
март
Создание условий для развития творческой активности детей.
Котина Е.В.
Презентация проекта.
Инсценировка украинской сказки "Колосок"
март
Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения.
Участие в международном конкурсе «Педагогические проекты» на международном педагогическом портале «Солнечный свет».
март
Расширение кругозора. Развитие познавательной деятельности.
Котина Е.В.
7. Ожидаемые результаты проекта:
Развитие творческой активности детей, освоение учащимися различных видов творчества.
Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Закрепить интерес слушать произведения художественной литературы и музыкальные произведения.
Презентация проекта «Вот он хлебушек душистый"
8.Обеспечение проекта
Кадровый ресурс
Педагоги.
Материально-
технический ресурс
- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);
- наглядно-методические пособия;
- методическая литература.
Ресурс социума
Детская библиотека
Родительский ресурс
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребенку;
Информационный
ресурс
- использование ИКТ;
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Достигнутые результаты.
В ходе реализации нашего проекта, дети имели возможность приобщиться к культуре различных праздников по временам года. У детей повысилось внимание при чтении художественной литературы.
У ребят закрепился интерес к творческой деятельности. В рамках данного проекта дети узнавали и закрепляли знания о природных явлениях и народных приметах.
Большую помощь нам оказали родители. Они проявили заинтересованность в жизни класса, в работе над совместным проектом.
Вместе с детьми они изготовили поделки своими руками, кормушки для птиц. В результате появилось развивающее пособие «Дерево по временам года» и фотоальбом. Данный проект позволил детям получить новые знания в процессе игр, экспериментов и творческой деятельност
9.Список литературы:
1. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
2. Родная природа. Стихи русских поэтов. – М.: Детская литература, 1971.
3. Шишкина В. В Прогулки в природу: Учеб. - пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/-2-е изд. -М.: Просвещение, 2003.
4. О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.
5. Верховень, Владимир Академия малыша. Времена года / Владимир Верховень. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2010.
6. Времена года. - М.: Детская литература. Москва, 2012
7. Времена года. 1-4 класс. - М.: Стрекоза, 2008
8. Интернет–ресурсы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Времена года»
участники проекта - обучающиеся 4 класса(II вар.)
Руководители проекта - Е.В. Котина,
№
Виды работы
Дата
1
Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками».
Рассматривание иллюстраций «Осенний лес».
05.10.21
2
Чтение художественной литературы на тему осень:
А. Плещеев «Осень наступила».
14.10.21
3
Прослушивание аудиозаписи: Т. Потапенко «Листопад»,
Г. Свиридов «Дождик», песня «Проказница-осень» сл. С. Бедарева, муз. С. Апасовой.
09.11.21
4
Беседа на тему «Труд людей осенью». Рисование «Осенний урожай».
16.11.21
5
Беседа на тему «Дикие животные в осеннем лесу».
Поделки из природного материала.
23.11.21
6
Внеклассное мероприятие «Зимушка-зима».
14.12.21
7
Чтение художественного произведения Г. Х. Андерсена «Снеговик».
Рассматривание иллюстраций о весне. Беседа о животных весной.
01.03.22
12
Весенние праздники. Подготовка 8 марта.
04.03.22
13
Мероприятие «Здравствуй, масленица».
15.03.22
14
Игры и забавы детей весной. Изготовление бумажных корабликов.
05.04.22
15
Презентация: Труд людей весной.
19.04.22
16
Беседа о природе летом. Аппликация «Птичка на ветке».
04.05.22
17
Отдых летом- рассматривание иллюстраций, беседа.
12.05.22
18
Презентация проекта. Представление развивающего пособия «Дерево по временам года». Презентация фотоальбома «Дети круглый год». Участие в международном конкурсе «Педагогические проекты» на международном педагогическом портале «Солнечный свет».