Воспитательная функция школы в современных условиях образования
Воспитательная функция школы в современных условиях образования
Интериориза?ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная функция школы в современных условиях образования»
Воспитательная функция школы
в современных условиях образования
Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему за 9 лет пребывания в школе ученик все же далеко не всегда становится воспитанным? Что же такое воспитание, каковы его основные задачи и пути осуществления?
Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания является бесспорным. Об этом свидетельствуют следующие факты: низкий уровень воспитанности современного школьника, выражающийся в отсутствии добродетелей и несформированной нравственности; созидательных способностей; самостоятельности, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях; незаинтересованность самих педагогов в качестве воспитательной работы. Поэтому в российском обществе наступил момент реформирования системы образования. В соответствии со стратегией модернизации российского образования определяется приоритетность воспитания в процессе нового качества образования, а именно развитие и поддержка индивидуальности каждого ребенка, возможность для его самоопределения и самореализации.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучениеслужат единой цели:целостному развитию личности школьника.
Поэтому основная цель воспитательной работы нашей школы является:
Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет в первую очередь тип взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на творческую. Поэтому учитель
должен давать не только знания, но и создавать условия для развития личности ученика.
Можно выделить следующие условия развития личности:
Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и отношения с ними;
Учитель и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;
Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя и самоутвердиться, беседа с учащимися на равных, взаимопомощь);
Целенаправленно ставить ученика в ситуацию, в которой у него возникнет необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению (наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены обучающиеся, зарождение у них желания участвовать в добрых делах);
Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития;
Совместно с педагогом определять цели саморазвития.
Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течении 9 лет, в среднем 60-70% всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. Только в начальной школе с 1-4 класс каждый современный школьник получает около 4000 уроков. Поэтому в школьной жизни центральное место занимает урок. Урок является одним из главных средств формирования характера, привычек, поведения каждого ученика.
С целью повышения качества образования педагогам школы необходимо проектировать и строить урок (внеклассное занятие) на основе принципов личностно-ориентированного обучения, где один из главных дидактических принципов – воспитывающее обучение.
Поэтому воспитательные возможности урока включают следующие моменты:
Четкая организация познавательной деятельности учащихся;
Требовательность, но творческая взаимопомощь;
Привитие любви и уважения к предмету;
Использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
Большое влияние на направленность формирования сознания ученика оказывает учебный материал. Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в структуру может только педагог.
Педагог – важная фигура для ребенка в системе обучения и воспитания. Выбор учителем современной учебной программы, умение отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, - это и есть профессионализм педагога.
Талант педагога заключается в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, - эти знания … выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания.
Высокий воспитывающий потенциал урока зависит прежде всего от учителя. Для этого необходимо учитывать:
Цель урока (внеклассного занятия);
Дидактическая структура урока;
Использование оптимальных методических приемов;
Стиль образовательного общения;
Личность учителя (образованность, манеры поведения, доброжелательность, умение владеть собой, умение и желание помочь ученику и т.д.);
Умение эмоционально настроить учащихся на урок;
Воспитание интереса к предмету;
Умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников;
Умение вовремя закончить урок.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако
до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией
Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками. Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообразности образования. Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций. Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий задержку
психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя
наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Миссия специальной школы – интерната для детей с ограниченными возможностями в развитии – это обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе. Создание условий для воспитания социально-адаптивной личности и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме. В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду. Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды являются:
– создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, спален и т.д.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы, освещающей успехи каждого класса и школы в целом;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий; – организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности. Руководство деятельностью школы осуществляется директором школы, а высшим органом управления является Педагогический совет, который собирается четыре раза в год. Педагогический совет обращает особое внимание на воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать; на оздоровительные стороны обучения и воспитание детей с ЗПР; на технологию организации коррекционного сопровождения воспитательной работы.
В процессе коррекционно-воспитательной работы школы – интерната, воспитательная система предстает перед нами, как упорядоченная совокупность компонентов данного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), дающая общий эффект. Воспитательная система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как целостный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.