Воспитательные функции школы в современных условиях образования
.
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (Из материалов Википедии)
Воспитание - конкретно-историческое социальное явление, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению.
Задачи воспитания:
• Формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.
Процесс воспитания:
• Сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Факторами воспитательного процесса являются:
• Семья;
• Школа;
• Микросреда;
• Общественные организации;
• Средства массовой коммуникации;
• Искусство;
• Социально-экономическая ситуация и многое другое.
Недаром главным фактором воспитательного процесса первым в списке стоит семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности. Именно здесь закладываются все базовые качества ребенка, формируются его мировоззрение, убеждения, отношение к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе.
Мораль и вкусы,
манеры и привычки,
мировоззрение и убеждения,
характер и идеалы
- основы всего этого закладываются в семье.
С древнейших времен словами «О Учитель!» люди обращались к Всевышнему. Еще не так давно одним из самых уважаемых людей был учитель. К нему шли за советом.
Сейчас система образования в нашей стране находится в сложной ситуации. Учитель уже занят не столько образовательным и воспитательным процессом, сколько выживанием от постоянных нападок на него. Это поддерживается и публикациями в прессе, и различными актуальными программами, и выступлениями всевозможных центров защиты. Заметьте защиты не Учителя, а от учителя.
Не секрет, что современные родители сильно отличаются от мам и пап, которые были ещё лет 10 -15 назад. Еще раз повторюсь, что авторитет учителя был непререкаем. На учителя нельзя было пожаловаться. Он был всегда прав. Вот такой простой пример – выполнение домашних заданий. Скажите, с кем родители сидели и контролировали выполнение домашних заданий ОТ и ДО? Это была наша ОБЯЗАННОСТЬ. Попросить помощи - да, пожалуйста, все бросят и помогут. Но делать уроки, а потом проверять их? У родителей - своя работа, у детей - своя. Сегодня все по-другому. Хлопотливые мамаши делают с детьми все уроки, дети понятия не имеют, что это ИХ уроки, они искренне считают, что это - проблемы исключительно родителей, учителей всерьез никто не воспринимает. Если дитятко плохо учится - учитель виноват, не смог заинтересовать. Раньше надо было работать самому, а сегодня ИМ ВСЕ ДОЛЖНЫ. По мере взросления, родители недоумевают - откуда это все взялось? Они же баловали, во всем потакали... Это одна сторона
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием нашего общества, которое зависит в большей степени на сегодняшний момент от идеологии потребления. А культ денег и культ культуры несоотносимы друг с другом.
Основные идеи системы воспитания
• Идея развития
• Идея творчества
• Идея сотрудничества
• Идея выбора и ответственности
• Идея деятельности
• Идея открытости
• Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
• Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
• Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
• Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
• Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
• Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Но мы можем сколько угодно говорить на классных часах о тех моральных устоях, которые должны быть присущи высоконравственному человеку, но если в семье ребенка нет наглядного примера со стороны родителей, неважно по какой причине, родители слишком заняты своей карьерой или просто пофигизм с их стороны, то, как не печально говорить, но наши попытки могут так и не дойти до адресата. Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.
Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, непригодных,
Хуже трав или плодов.
Нет в саду таких цветов.
Нет в саду цветов - лентяев,
У заботливых хозяек
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Жизни сад блогоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
То и дерево растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон.
Ты сейчас его прочтешь:
«Что посеешь – то пожнешь».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.