Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Общение без конфликтов"»
ЗАНЯТИЕ «Общение без конфликтов»
Цель:Цель: формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Оборудование: презентация, карточки
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего занятия, я хочу рассказать вам об одном случае.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего занятия?
Воспитатель: Наше занятие называется «Общение без конфликтов» и говорить мы сегодня будем о том, как можно общаться без конфликтов и ссор, ну а если конфликт возник, то как его разрешить и каких советов придерживаться.
Воспитатель: Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, не дают возможности полноценно работать и учиться. Чем меньше возникает конфликтов, то больше людей у которых теплые и доверительные отношения. Вопрос детям.
-Ребята, подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек , чтобы людям, которые его окружают, было хорошо общаться?!
Ответы детей.
Верно, это человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья.
Воспитатель: Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека , который никогда не с кем не ссориться встретить редко. В жизни бывает всякое. Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становиться грубым, сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, необдуманных поступков. А если ссора всё же произошла - нужно помириться!
Вопрос учащимся.
- Ребята, что такое конфликт в вашем понимании?
Ответы детей. ( Ссора, спор, драка, когда люди не могут поделить что-то, размолвка, недопонимание, отстаивание своего права, разногласие, недружелюбие, разные точки зрения, обсуждение проблем). Да, верно.
Воспитатель: Конфликт – это столкновение, противоречие, серьёзное разногласие, спор. (слайд 2)
Но бывает в жизни так, что разные недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся причиной ссор и конфликтов.
Вопрос детям.
- А вы часто бываете участниками конфликтных ситуаций?
(ответы детей…)
Вопрос учащимся.
- что в вашем коллективе учащихся может стать причиной конфликта?
(Ответы учеников)
Конфликты в жизни неизбежны, каждый человек имеют свою собственную позицию. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются.
Каждый день вам приходится общаться с разными людьми и разрешать различные ситуации. И находить какой – ни будь выход из сложившейся ситуации, решать какие – нибудь задачи.
Я вам предлагаю несколько ситуаций. Как бы вы поступили? Дети выполняют самостоятельно.
То есть из предложенных ответов выбрать тот, который вы считаете верным.
Ситуации:
1.Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
– встанешь и ударишь его;
– сделаешь ему замечание;
– не скажешь ничего;
– пожалуешься учителю; Слайд 3
2. Вам не везет: вы второй раз проигрывайте в шашки. Как ты поступишь?
- будешь плакать;
- продолжите игру;
- начнешь злиться;
- ничего не скажешь; Слайд 3
3.Приятель взял без разрешения твой телефон. Как ты поступишь?
– пожалуешься учителю;
– будешь кричать;
– попытаешься отобрать его;
– начнешь драку;
- спокойно попросишь отдать телефон; Слайд 4
4. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?
– будешь плакать;
– встанешь и ударишь его;
– сделаешь ему замечание;
– не скажешь ничего;
– пожалуешься учителю; слайд 4
Воспитатель: Как видите, путей выхода из конфликта много.
Но разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. Вопрос детям.
-А как вы думаете?
- Что, на ваш взгляд, ещё помогает разрешить конфликт? Ответы детей. (юмор, уступка, компромисс).
- А вы знаете, что такое компромисс? Ответы детей. (это согласие на основе взаимных уступок).
Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Слайд 5
Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему собеседнику.
- Тот, кто не боится идти на компромисс, сотрудничество друг с другом чаще выходит из конфликта.
-А вы когда – нибудь шли на компромисс?
Ответы детей
Воспитатель: Люди могут поступать так, как им хочется.
Но могут ли они вредить другим людям? (ответы детей)
Воспитатель: И очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов). Вопросы детям.
- Как ведут себя люди во время конфликта?
- Какие слова звучат в конфликтной ситуации?
Ответы детей.
Физминутка: Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
Воспитатель:- Ребята, а теперь давайте поиграем.
Задание: заменить все плохие слова добрыми т. е, противоположными по смыслу:
– грубость (вежливость);
– ненависть (любовь);
– обман (доверие);
– злость (доброжелательность);
– унижение (уважение);
– равнодушие (внимательность). СЛАЙД 8
Воспитатель: Да, только добрыми качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссы.
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся друг другу. Ведь с её помощью тоже можно обойти конфликт. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, с шуткой, улыбкой.
- Ребята, давайте разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Упражнение “Ответ с улыбкой” Каждой паре я дам карточку с конфликтной ситуацией, причём одна и та же ситуация может у вас повториться. Ваша задача: театрализовано разыграть данные ситуации.
Ситуация 1. Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.
Твои действия?
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Что скажете?
Ситуация 4. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. Твои действия?
Воспитатель: На сегодняшнем занятии вы узнали, каким образом можно разрешить конфликт. Существуют даже определённые правила выхода из конфликтной ситуации.
1 .Относиться друг к другу терпимо;
2. Идти на компромисс;
3. Уважать друг друга;
4. Уметь ставить себя на место другого;
5.Сочувствовать;
6.Сопереживать. (слайд 9 )
Воспитатель: Пожалуйста, прочитайте каждый своё пожелание, чтобы подарить эти слова пожеланий всем присутствующим на нашем занятии.
3. Итог занятия
Ребята! Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.
- Что такое конфликт? (ссора, столкновение…)
- В чем причины конфликтов? (неумение общаться, непонимание…)
- Как можно предотвратить конфликт? (понять, уступить, найти компромисс)
- Что такое компромисс? (согласие на основе взаимных уступок)
А я желаю всем вам, чтобы в вашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным. Ведь в жизни вас ждёт ещё много хороших дел и прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, честными, вежливыми.
Рефлексия.
Игра «Шире круг».
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. На нашем занятии для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок, а это снежинка, на обратной стороне которой написано пожелание. Каждый учащийся зачитывает пожелание.
Примеры пожеланий:
1. Любую проблему можно решить.
2. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
5. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
6. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
7. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
8. Уважай чувства других людей.
9. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
10. Не сердись, улыбнись.
11. Начни свой день с улыбки. СЛАЙД 10
Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо.