Просмотр содержимого документа
«Упражнения для работы над развитием интонационной структуры речи.»
Волшебный мир звуков
Интонация всегда лежит на границе словесного
и несловесного, сказанного и несказанного.
М. Бахтин
Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.
Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).
Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).
Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.
Логическая выразительность — важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.
Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).
Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.
Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:
- пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак «запятая» ;
- пауза между речевыми тактами — знак «косая черта» ;
- пауза между предложениями более длительная — знак «две косые черты» ;
- пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак «три косые черты» .
Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.
Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.
Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.
Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.
«Буквы, слоги и слова, — пишет К.С. Станиславский, — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. — И. П.), типичные для переживаемых чувств».
Интонационные упражнения
Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.
Условные обозначения:
У — низкое грудное звучание;
у — высокое головное звучание;
↑ — повышение тона голоса;
↓ — понижение тона голоса.
Упражнение 1.
При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.
Упражнение 2.
Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.
Повторите упражнение.
По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.
Упражнение 3.
Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.
Упражнение 4.
В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.
у у у у
О О о о
У у у у
а а А А
у у у у
э э э э
у у у у
и и и и
у у у у
ы ы ы ы
? ! ? !
(вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.
Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.
ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?
ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ?
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ!
Упражнение 5.
Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.
Образец 1.
Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):
у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по
у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы
у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы
Образец 2.
Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):
у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа
у — ше — же у — шы — жы
у — су — зу у — со — зо у — са — за
у — сэ — зэ у — сы — зы
у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва
у — фэ — вэ у — фы — вы
и так далее по аналогии со звуками к—г, т—д, п—б.
Упражнение 6.
Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:
Усталость: У__________Ф___________!
Отвращение: Ф__________У___________!
Презрение: Ф__________И___________!
Испуг: А__________X___________!
О__________X___________!
Удивление: О__________Й ...
Боль: А__________А__________А_________!
Восторг: О__________О___________!
В__________О___________!
УРА___________!
Повеление: Н__________О___________!
Сомнение: Н__________У__________?
Призыв: А__У__!__Э__Й ...! Эгей!! Эге-гей!!!
Укоризна: Ай-я-яй! То-то!
Сожаление: Ой-ё-ёй!
Упражнение 7.
Произнесите междометие «о» с разной интонацией:
- удивленно;
- радостно;
- испуганно.
Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:
«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.
Упражнение 10.
Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма ма
па па па па
та та та та
ба бо бу бы
ла ло лу лы и т.д.
Упражнение 11.
Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.
Например: зима, весна, лето, осень.
Упражнение 12.
Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.
Например: та та та та та.
Упражнение 13.
Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.
Ночью полил дождь.
У дороги шумели тополя.
Тиха украинская ночь.
Произнесите предложения с большим чувством.
Хорошо зимой в лесу!
Пусть сильнее грянет буря!
До чего красив закат!
Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.
- Сколько тебе лет?
- Ты живешь в новом доме?
- У вас есть телефон?
- Где ты работаешь?
Упражнение 14.
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
Снег пошел.
- Спрашиваете, удивляясь — ?!
- Восхищаетесь, радуясь — !
- Огорчаетесь смене погоды.
- Уточняете — ?
- Радостно сообщаете друзьям — 1!
Мы пойдем в зоопарк.
- Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?
- Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?
- Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?
Упражнение 15.
Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
- Надменное негодование:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»
- Лесть и подобострастие:
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»
- Высокомерие:
«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»
- Сожаление, укоризна:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Упражнение 16.
Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.
- Вы мне утром звонили? — (Я).
- Вы мне утром звонили? — (Вам).
- Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
- Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.
Моя книга на столе.
Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.
Упражнение 17.
Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.
Реплика
Ответная реплика
а) вопрос - сомнение:
Яблоко от яблони недалеко падает?
Около кола - колокола?
Около кола - колокола?
- утверждение (да, действительно так):
Яблоко от яблони недалеко падает.
Около кола - колокола.
Около кола - колокола
б) вопрос - удивление:
От топота копыт пыль по полю летит?
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?
- утверждение и восхищение:
От топота копыт пыль по полю летит!
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
в) утверждение - восхищение:
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!
- сомнение (недоверие):
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?
Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.
Упражнение 18.
Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.
1. - Дай альбом.
- На.
- Дай альбом.
- Альбом?
- Да, альбом.
- На.
- Дай альбом.
- Альбом?
- Да, альбом.
- На.
- Ой! Какой альбом!
2. - Дай альбом.
- Какой альбом? Тот?
- Нет, не тот.
- А какой?
- Тот.
- На.
- Ой, какой альбом!
3. - У кого альбом?
- У меня. А у тебя?
- У меня нет. Дай альбом.
- На.
- Где альбом?
- Альбом?
- Да, альбом.
- Там.
- Там?
- Да.
- Там нет альбома.
- А! Бумага!
- А где альбом?
- Там альбом. Верно?
- Да! Верно. Вот альбом.
Упражнение 19.
Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.
Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
Методический комментарий.
Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.