Просмотр содержимого документа
«Упражнения для работы с деформированным текстом»
Алгоритм работы с деформированным текстом.
Прочитай предложения.
Подумай, какое предложение надо написать первым.
Установи последовательность событий.
Запиши предложения.
Проверь, правильно ли ты списал.
Тренировочные упражнения.
1.Напиши предложения по порядку. Придумай название для текста.
Малыши играют.
В зеленом парке озеро.
Они увидели Алешу и спрятались.
Там плавает утка с утятами.
Вот выглянул месяц.
Стало темно.
Сестры Света и Галя спят.
На небе появились первые звезды.
Деревья нарядились в белые шубки.
Весь наш сад стал белым.
Падает пушистый снег.
Замело все тропинки и дорожки.
У крыльца большой сугроб.
Трещит мороз.
2.Вставить в текст слова для справок
1._____________ снег
Ночью выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца ___________ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.
Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.
- Какие изменения произошли за ночь?
2.____________ перемены в лесу
С приходом _______________ зимы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ______________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка сменила __________ ___________ одежду на _____________. ____________ шубку надел горностай. Только _____________ кончик хвоста выдаёт _______________ зверька.
Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.
- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?
3.Помощь _____________ друзьям
Наступила ___________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. Стоит __________ мороз. В ______________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ______________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ___________________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними ____________ снегири.
Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.
6.Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения
Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.
7.Исправьте предложения, если в них есть ошибки.
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.
8.Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзыи, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
муравьи, притащили, вместе, легко, зерно, муравейник, в
Летом.
Ваня, летом, был , бабушки, у, деревне, в
бежала, речка, недалеко, быстрая, Пинега
любил, рыбу, удить, до, самого, Ваня, обеда.
а вечером,работали, бабушка, и, Ваня, огороде, в.
10.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Осень. Осень, наступила. Деревьях, на, опали, и, листья, пожелтели. К, теплые, птицы, края, в , готовятся, отлету.
11.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. День рождения. У, рождения, день, сегодня, меня. Гости, в, друзей, я, пригласил. Вкусный, испекла, мама, пирог. Велосипед, мне, спортивный, папа, подарил. Провели, все, мы, время, весело.
12.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Первый день в школе. Осени, день, первый, наступил! День, я, очень, долго, ждал, этот. Иду, в, я, класс, нарядный, первый. Моя, встречает, меня, учительница, первая. Я, школе, в, друзей, найду, много. Учиться, хорошо, буду, я.
Карточки 4 – 7 предназначены детям 3-4 классов. В случае затруднений учащимся следует помогать поэтапно: составит отдельные предложения, переписав их на строчки, а затем совместно проверить пунктуацию, так как в тексте много придаточных предложений.
Карточка 4. Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.
Птицы под снегом.
1)по, заяц, болоту , скакал 2)кочку, с, на кочки, бух, снег, в, да 3)косой, под, что, чувствует, ногами, что – то , шевелится 4) громким , из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться 5)заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в 6) оказалось, снегу, в, что, стая, живет, куропаток 7) вылетают, болоту, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают 8) опять, в, поклюют, снег, и
Карточка 5.
Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.
Весна.
весной, небо, чистое, и, прозрачное
ласковое, пригревает, солнышко
веет, приятно, теплый, ветерок
темнеют, и, тают, сугробы
весёлые, ручейки, журчат
Карточка 6. Составь и запиши связный текст из деформированных предложений. Олины гладиолусы.
разводит, Оля, гладиолусы
вскопала, она , грядку, и, посадила, цветов, рассаду
Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.
Зима.
зима, наступила
сильные, были, морозы
взяла, и, пошла, санки, Зоя, на, горку
каталась, на, с, санках, горки, она
бегала, за ней, собака, Лайка
не мёрзнет, на морозе, Зоя
Карточка 8. Связный текст из данных предложений.
Чем дятел кормится.
___ Называется эта птица – дятел. ___ Живёт у нас в лесу птица. ___ Сядет на дерево, да на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол. ___ Сама чёрная, с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки красные ___ Сидит и клювом по дереву постукивает. ___ Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. ___ Иной раз на снегу под деревом много- много шишек валяется. ___ Достанет из – под коры личинку или жучка и съест. ___ Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек добывал.
Карточка 9. Составь и запиши связный текст из данных предложений. В гостях у бабушки. ___ Она повезла бабушке большой торт. ___ Таня поехала в гости к бабушке. ___ Бабушка ждала Таню. ___ Ира угощала бабушку тортом, а бабушка угощала свою внучку вкусными пирогами. ____ Она испекла для внучки вкусные пироги.
Карточка 10. Составь и запиши связный текст из данных предложений.
Домик для птиц.
___ Они измерили их и распилили на части. ___ Ребята взяли доски. __ Готов домик для птиц. ___ Вырезали дырку в передней стенке. ___ Ребята повесили его на берёзку. ___ Они быстро заселили домик. ___ Скоро показались первые новосёлы.