по теме: Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Из опыта моей работы:
В данной школе я работаю с 2004 года. В своей воспитательной деятельности опираюсь на программу Н.Е.Щурковой Младший подросток, Младшеклассник. Эта программа строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую использующего то, что ему предписывается. А подражательность как природная склонность в этот период способствует принятию социально задуманного. Работа с ребенком в этот период включает в себя использование активных форм воспитательной работы, создание условий для раскрытия талантов и способностей детей, погружение воспитанников в изучение традиций и обычаев своего народа и народов мира.
Работаю я с детьми 3-4 классов. Для детей данного возраста характерна внушаемость, податливость, доверчивость и склонность к подражанию.
В течении пяти последних лет работаю над темой Нравственное воспитание детей. Я пересмотрела, перечитала достаточно литературы, касающейся вопросов нравственного воспитания детей.
`В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы по данной теме и создать единую программу, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и развивать качества личности, которые необходимы для жизни в современном мире.
Нравственность - основа воспитательной системы группы`.
Актуальность моей воспитательной системы обусловлена тем, что на сегодняшний день наблюдается необходимость активизировать введение нравственного воспитания в учебный процесс: уроки, внеклассные мероприятия, кружковые занятия, факультативы.
Проблема: особенности нравственного воспитания младших школьников.
- Передача и усвоение нравственных знаний на основе познания системы ценностей;
- Формирование и присвоение нравственных убеждений на основе усвоенных знаний о системе ценностей;
- Выработка и освоение нравственных умений и навыков на основе сформированных убеждений в необходимости приобщения к системе ценностей.
- Развитие нравственно познавательной деятельности на основе активизации способностей приобщения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям.
Детство это яркий расцвет жизни, период, в который воспитывает каждое явление, каждый человек. Память детства самая долгая память: то что узнал, запомнил в детстве, остается на всю жизнь. Развитию любознательности способствует интересная содержательная и многогранная жизнь школы и семьи, которая стимулирует духовный рост ребенка.
Каждый ученик - сложный организм, который, мы педагоги, должны
изучать, направлять, обогащать. Душа изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов.
Главную сущность работы в формировании духовного облика личности учащихся я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как деятельностного процесса, направленного на достижение цели.
Объектом исследования является младший школьник.
Предметом исследования: особенности нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза.
Гипотеза моего исследования строится на предположении влияния нравственного воспитания на развитие личностных качеств младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.
Методы: работа с первоисточниками, описательный, метод анализа и синтеза, обобщения, сопоставления.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Уверена, нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, я учитываю их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет - говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения разбиваю на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: Не разговаривай громко, Не перебивай беседующих, Не трогай чужую вещь, Не бросай мусор и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне осваивается принцип: Помогай окружающим людям!
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Преодолеваю эти особенности, основываясь на опыте великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, я раскрываю перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учу их азбуке морали:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Я решаю эту задачу, начиная с 1 класса.
В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от ситуативного познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения и воспитания ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая ступенька важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности.
Я считаю, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами.
Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и моральнонравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще использую тезис о том, что обучение в школе это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим увеличение удельного веса гуманитарных наук в общем объеме школьной программы происходит за счет кружковой деятельности (Риторика, Развитие речи). Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания считаю то, что он должен быть длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Заключение. Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять в процессе формирования учебно-воспитательной деятельности. Так как, учебно-воспитательная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.
В целях привития детям нравственных норм и ценностей проведена следующая работа:
Открытые мероприятия: Никто не забыт, ничто не забыто! - (воспитательный час), Веселые старты - (состязание Сильных и Ловких), Сотворим в себе солнце! (час Доброты, Вежливости и Дружбы).
Занятия: Умеем ли мы общаться?, Школа человечности: забота о слабых, Будьте добрыми, человечными!, Час общения, Выбери меня, Мы ждем гостей.
Во время занятия Школа человечности: забота о слабых, дети очень хорошо показывали свою заботу к младшим братьям и сестрам, давали верные ответы на вопросы: в чем проявляется забота?, кого считаете слабее и беспомощнее себя?.
На занятии Выбери меня было видно, что каждому ребенку очень хотелось, чтобы в качестве верного друга был именно он, и обижались, если в группе выделяли всего несколько таких детей, с которым хотел бы дружить каждый из группы.
На занятии Час общения проводилась игра Комплимент, на которой дети очень несмело говорили друг другу добрые слова. Мною был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах воспитателю они не стеснялись.
Больше всего детям понравилось занятие Сотвори в себе солнце!. На занятии дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. На этом занятии дети чувствовали себя раскованнее. Целью занятия было формирование у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закрепление нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.
На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.
Беседы: Друг это слово большое, Что такое хорошо и что такое плохо?, Полезные привычки, Миф о сотворении человека, Я и мир моих отношений.
Беседуя с детьми, я поняла, что детям не хватает доверительного общения: нет способностей, раскрыть свою проблему, понять и решить ее. Так как дети в большинстве своем воспитываются в кругу семьи до поступления в школу, не имели возможности посещать детский сад, то существует в отношениях друг с другом скрытность, замкнутость , не желание делиться личными ощущениями с другими.
Игры: урок игра Турнир Вежливости (ситуации, сцены), игровой час Общительность, дидактическая игра Кто ты?, урок игра Как встречают Новый год в других странах?, Мои права.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в играх, но очень стесняются проявить себя в игре, показать свои способности. Во время игры раскрываются индивидуальные способности ребенка.
В процессе работы я уделяла большое внимание уважению воспитанников к сверстникам и людям другой национальности, полноценному общению на примерах равноправия. Старалась оказывать необходимую помощь, проявлять внимательное отношение к нуждам детей в решении возникающих проблем, так как это является главной ценностью человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
В рамках месячника патриотического воспитания к 70-летию Великой Победы проводились акция: Помощь ветеранам тыла: мы (Цалко Е.А. и Амиржанова А.К.) с детьми посетили ветеранов тыла Багинский И.П и Биржанова К.И.( ребята помогали ветеранам по дому, выполняя посильные поручения: вынести мусор, купить продукты). К празднику 9 мая мы с ребятами сложились и купили ветеранам цветы и памятные подарки, подготовили концертную программу. Ветераны были очень тронуты детским вниманием.
Организовывались выставки: К 70-летию Великой Победы - Никто не забыт, ничто не забыто!, Золотая осень, Дружба крепкая, Новый год у ворот! и т.д. Коллективно- творческие дела сплачивают детский коллектив.
Дети с интересом работают с тестами, но и здесь свои трудности: детям непонятны некоторые термины, не умеют для себя определить точный ответ. Ответы дают правдивые, так в этом возрасте они еще не умеют находить в этой ситуации выгоду для себя.
Так же проводились беседы по правилам и обязанностям в интернате, соблюдение дисциплины в общественных местах. Дети свои обязанности и права знают, справляются хорошо и добросовестно относятся к ним. Ежедневно проводится линейка, где решатся проблемы за прошедший день и ставятся задачи на следующий день.
Проводились тематические прогулки на тему Вежливое путешествие, Посмотри вокруг. Также, экскурсия в музей Природы и Человека на тему Народы Севера, во время которой дети овладевали культурой своего собственного народа и соседствующих народов; формировалось представление о многообразии культур в России и мире.
Таким образом, в процессе моей воспитательной деятельности я формировала умения и навыки эффективного взаимодействия с представителями различных культур, старалась воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Формирование толерантного поведения как составляющей культуры межнационального общения связано с приобретением навыков, умений и знаний, появлением детей с высоким уровнем, изучением их индивидуальных особенностей в воспитательной работе. На каждого ребенка ведется тетрадь наблюдений. Для того, чтобы отследить развитие личности каждого ребенка требуется диагностика, где учитываются индивидуальные особенности детей.
Успех в достижении цели в работе над темой Нравственное воспитание детей, как составляющая культуры межнационального общения во многом зависит от организации воспитательной работы с помощью средств и приемов дифференцированной работы, повышенном внимании к индивидуальным психологическим особенностям детей.
Основная цель моей работы воспитание нравственных ценностей у детей и как мне кажется я её добилась, пусть не в той мере в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: мальчики добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные , талантливые.
В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.