Творческий отчет воспитателя старшей группы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Творческий отчет воспитателя старшей группы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Связная речь ребёнка представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или множества предложений, ведь ребёнок не просто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком-то явлении, событии, ощущении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет воспитателя старшей группы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».»
ТОО «Детский сад «Лада»
Творческий отчет воспитателя старшей группы «Капитошка»
Завгородней МА
по теме: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
2019г
Теоретический фундамент исследований в области речевого развития детей дошкольного возраста выдвинут в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева Д.Б., Сохина Ф.А., Ушаковой О.С., Тихеевой Е.И.
Связная речь ребёнка представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или множества предложений, ведь ребёнок не просто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком-то явлении, событии, ощущении. Соответственно, для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами. И поскольку образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста – явление редкое, то необходимо заботиться о своевременном развитии речи детей.
Актуальность данной проблемы поставила перед нами задачу поиска способов ее решения. Свой выбор я остановила на такой инновационной технологии, как создание интерактивного мини-музея.
Интерактивный мини – музей – это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосредственной деятельности с ними, реализуя индивидуальные интересы каждого ребенка.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматриваю как инновационную педагогическую технологию, которая на протяжении последних нескольких лет приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, издаются книги, методические рекомендации. В настоящее время существуют работы таких авторов, как: Дыбина О.В., Коваль М.Ю., Пантелеева Л.В., Рыжова Н.А.
Продолжая оставаться местом хранения экспонатов и информации, музей становится более эффективной базой для общения, повышения уровня культурно-образовательной сферы, местом проявления индивидуально-личностных качеств человека. В связи с тем, что музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях, событиях, предметах, способен воздействовать эмоционально, а так же вызывать чувство сопричастности, и пополнением коллекции музейных экспонатов, могут заниматься не только взрослые, но и дети.
Моя работа по оформлению и пополнению пространства мини-музеев началась с создания основного фонда, которые включал в себя: коллекция экспонатов музеев: « Космос», «Динозавры», «Национальная одежда разных народов», «Мой Казахстан», «Россия», «Узбекистан»…
Подготовила и провела презентацию к педсовету: «Мини- музеи в группе «Капитошка».
Продолжаю работу по созданию каталога дидактических игр по развитию речи детей средствами музейной педагогики.
Провела консультацию для воспитателей «Обучение детей рассказыванию» (с использованием мини- музея).
Для изучения и систематизации работы с основным фондом музеев по развитию речи было разработано календарно – тематическое планирование по тематике мини- музев, которое включает в себя следующие формы работы:
-составление описательных рассказов.
-словесные игры на развитие связной речи.
-Беседы.
-Наблюдения.
-Слушание музыкальных произведений.
-Чтение художественной литературы.
-Рассказ воспитателя.
В результате работы пополняется вспомогательный фонд музея:
Макетами (образцы народно прикладного искусства народов России, Казахстана, узбекистана, одежда разных народов),
Атрибутами к сюжетно-ролевым («Едем в гости», «Путешествие по стране») и подвижным играм;
Описательными рассказами и музейным словарем через рассматривание мелких деталей экспонатов;
Дидактическими пособиями, изготовленными детьми и родителями( изготовили родители Бойко Арсения, Иванова Кирилла, Дьяченко Эрика, Бабошко Дарьи,
Театральной ширмой( изготовили родители Дацаевой Луизы)
Детской художественной литературой ( «Детская энциклопедия»),.
Для обучения составлению описательных рассказов о музеях были разработаны технологические карты. Каждая из технологических карт представлена в виде таблицы с условными обозначениями, с помощью которых любой ребенок может составить рассказ о мини- музее.
Результат своей деятельности я вижу в творческих работах своих воспитанников и их родителей. Очень часто они с огромным желанием рисуют и составляют вместе с родителями небольшие рассказы об увиденном, с благодарностью пишут отзывы на мои выставки и с большим удовольствием останавливаются, не проходя мимо музейного пространства.
Таким образом, целенаправленно сочетая музейную деятельность с различными методами и приемами обучения, развитие речи осуществляется у детей постоянно.
В своей группе для того что бы повысить информационный уровень родителей моих воспитанников, я провела консультации; родительские собрание; анкетирование; индивидуальные беседы; выставляю папки «Поиграйте, вместе с детьми», «Учим с детьми стихи» и т.д., оформляю мини-музейное пространство для родителей об итогах и результатах проделанной работы.
Мой опыт работы доказал, что с внедрением технологии интерактивного мини – музея в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения и использование инновационных компьютерных и других технологий положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по моему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.