Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в условиях школы-интернат
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в условиях школы-интернат
Данная работа представляет собой творческий отчет воспитателя корреционной школы-интернат по теме самообразования. Основная цель по методической теме - формирование нравственных представлений и поступков у детей с ОВЗ младшего школьного возраста во внеурочное время. Материал будет полезен воспитателям коррекционных школ, групп продленного дня, классным руководителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в условиях школы-интернат»
Нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста в условиях школы-интернат
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности, жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобретает в сфере нравственного воспитания детей. Обществу исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.
В школе – интернате воспитываются особые дети, с особыми нуждами. Чтобы правильно спланировать работу с данной категорией детей, необходимо знать особенности воспитанников. Дети с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере.
Мыслительные операции развиваются значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Учащиеся коррекционной школы недостаточно критично относятся к результатам своей мыслительной деятельности и далеко не всегда стремятся себя проверить, сравнить с другими. Они удовлетворены достигнутыми успехами и не выражают желания самостоятельно их улучшать. В этом немалую роль играет ограниченность знания и интересов учащихся, а также их интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушное отношение к выполняемому заданию.
Вместе с тем, все учащиеся с нарушением интеллекта могут адекватно оценить результат своей деятельности в том случае, если ими решаются доступные по содержанию, не очень сложные задачи.
Для продвижения ребенка с ОВЗ в развитии, в умении адаптироваться в окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственной этим детям, отчетливо обнаруживается на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение и воспитание дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Передача социального опыта и обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством включения воспитанников во все виды деятельности в специально созданной среде воздействия.
Основная цель моей работы: формирование нравственных представлений и поступков у детей с ОВЗ младшего школьного возраста во внеурочное время.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника;
- развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, близким и родным.
Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В настоящее время существует множество диагностических программ и методик, позволяющих усовершенствовать диагностический инструментарий изучение, как нравственной воспитанности учащихся, так и воспитательного процесса в целом. В своей работе я веду индивидуальный дневник наблюденияна каждого ребенка, определяю «Уровень воспитанности учащихся». Критерии воспитанности – это теоретически разработанные учёными показатели уровня сформированности различных качеств личности.
На первом этапе работы было проведена диагностика с целью выявления уровня нравственной воспитанности.
Методика М.И. Шиловой
Цель: определение нравственных качеств личности.
Методика «Подели игрушки» ред. и сост. И.Б.Дерманова
Цель: исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Методика «Сделаем вместе» ред. и сост. И.Б.Дерманова
Цель:выявление и оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.
Методика «Беседа»ред. и сост. И.Б.Дерманова
Цель: изучение представления детей о нравственных качествах
Наблюдение за воспитанниками.
По проведенной диагностике и наблюдениям воспитателя выявлено, что у воспитанников базовые коммуникативные компетентности сформированы на низком уровне. Дети знают о некоторых нравственных нормах, но не умеют применять их на практике. Чувства недостаточно глубоки и осознаны; сочувствие проявляется ситуативно. Процессуальные коммуникативные компетентности на низком уровне: не умеют анализировать ситуации; совершают необдуманные поступки; не стремятся к нравственной самооценке; не умеют регулировать свое поведение; не умеют анализировать свои поступки, выносить оценку собственным поступкам. Эстетические компетентности сформированы на среднем уровне: проявляют ситуативный интерес к прекрасному; не всегда могут выразить свои мысли, чувства, впечатления от прекрасного; не способны подключать образные впечатления, воображение и фантазии. (см. приложение)
Выявление уровня воспитанности, разумеется, не может быть одноактным, одномоментным. Уровень воспитанности проявляется ежедневно, ежечасно.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания:
1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
2.Практически – действенные методы (воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами.
3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
Методы и приёмы формирования нравственного поведения:
1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):
- прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);
- требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);
- требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;
- требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;
- показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;
- контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).
2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).
3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований.
Воспитательная работа в классе осуществляется по рабочей программе, которая была разработана мной на основе «Рабочей программы воспитателя 1-4 классы» автор – составитель Е.М.Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2014. Программа адаптирована для детей с особыми потребностями, с учетом уровня воспитанности детей. Содержание воспитательной работы включает несколько направлений, позволяющих конкретизировать работу по нравственному воспитанию. Каждое направление реализуется через различные виды деятельности.
«Личностное развитие»
Чем быстрее ребёнок освоит, поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен процесс становления личности. Занятия на темы: «Школа вежливых наук», «Азбука поведения», «Мои эмоции», «Я в окружении людей», «Достоинства и недостатки», «Этика и этикет», формируют умения чувствовать и понимать других людей, уметь адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Также мы включаем в свою работу игры и упражнения на основу социализации и общения: «Волшебный стул», «Тумба честности», «Панорама поступков», «Оцени ситуацию», «Рыцарский турнир» и многие другие. С помощью тренингов по личностному развитию, семинаров- практикумов снижается агрессивность поведения учащихся, происходит профилактика неврозов, и невротических реакций, успешная социальная адаптация развития. Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в нашей работе. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребёнка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми.
«Трудовое воспитание»
Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка невелик и сложен, однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для школы. Например, участвуя в деловой экономической игре «Банкир», дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда. Вот так, шаг за шагом, в ненавязчивой форме дети постигают законы человеческого бытия, приобщаются к нравственному опыту, накопленному людьми. Как показывает педагогический эксперимент такие игры, и конкурсы способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решения в нестандартной ситуации.
«Основы социализации и общения»
Одной из нравственных составляющих в нашей работе являются занятия по экологии. Направление «Мир вокруг нас» включает такие разделы: «Животные», «Птицы», «Растения», «Сохраним мир таким, какой он есть» о редких и исчезающих видах флоры и фауны, формируют у учащихся экологическую культуру, воспитывают любовь к природе, ведь только то, что мы любим, мы обязаны сохранить. Участие детей в ежегодном конкурсе «Как прекрасен этот мир», в празднике Урожая мотивирует в детях желание создавать прекрасное своими руками, развивает дух соперничества и формирует навыки коллективного взаимодействия.
«Творческое развитие»
Следующее направление затрагивает фольклор, который является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической ценностью. В направлении «Творческое развитие» знакомим детей с различными видами декоративной росписи (Хохлома, Гжель, рисование матрёшек, различные поделки с бросового материала.), подготовка костюмов к различным театрализованным представлениям, изготовление различных открыток и газет к праздникам.
«Гражданское воспитание»
Большое значение в приобщении детей к народной культуре и формированию нравственных ценностей, имеют народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения, за характерными особенностями времён года, поведением жизни птиц и насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно проходят праздники: «День знаний», «День Учителя», «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Масленица»,«23-февраля», праздник Пасхи, «День Земли», «День Победы», «Последний звонок».
Для повышения интереса к занятиям по нравственному воспитанию, заинтересованности учащихся в улучшении результатов и других видов деятельности имеет значение: оформление экрана соревнований, стенда «Лучший класс года», с фотографиями воспитанников; награждение грамотами детей участников. Высокую целительную силу, настрой на жизнеутверждающий лад, хорошее настроение детей, вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, аппликаций, а также постановки спектаклей кукольного театра, проигрывание различных ситуаций и выход из них, проведение целевых прогулок, экскурсий, турпоходов и субботников.
Важно выявить, что повлияло на развитие личности, какие произошли изменения в сознании и поведении, какие качества сформированы, какие изменения наметились в их поведении в результате воспитательных влияний, какие формы и методы воспитания оказались наиболее эффективными, а от каких следует отказаться, или их усовершенствовать. Без этого невозможно объективно оценить эффективность и качество проведённой воспитательной работы, влияние её на ученический коллектив, на каждого ученика.
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что уровень нравственной воспитанности по школе растёт. Индивидуальный мониторинг показывает, что у каждого ребёнка в отдельности наблюдается нравственный рост.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.