kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудовое воспитание детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание детей с ОВЗ»

Трудовое воспитание детей с ОВЗ





Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачами являются:

  1. Развитие и совершенствование трудовых навыков.

  2. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).

  3. Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

  4. Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

  1. Осознание целей и задач труда.

  2. Воспитание мотивов трудовой деятельности.

  3. Формирование трудовых умений и навыков через практические задания.



В практике воспитательной работы детского дома в основном применяются три основные формы организации трудовой деятельности:

Индивидуальная - для тех воспитанников, которые слабо владеют трудовыми операциями и наоборот.

Групповая  занятия в кружках и творческих мастерских, занятия по интересам

Фронтальная  выставки и конкурсы.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой подготовленности.

Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:

Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций.

Инструктаж  применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.

Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.

Профориентационая беседа  один из распространенных методов. Она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий. Всегда должна проходить красной нитью зависимость между получаемыми знаниями в детском доме, школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач - важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.

Социально-значимые акции  с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.

Неделя труда – это активная форма работы, которая включает в себя: встречи со специалистами разных профессий, выпуск стенгазет, тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ.

Но педагогам в основном используются такие методы как объяснение, инструктаж, индивидуальные задания, реже используется профориентационные беседы и совсем не используются просмотр художественных фильмов, социально-значимые акции и неделю труда.

Педагоги детского дома используют ролевые игры при знакомстве с профессиями, это касается детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, но в основном речь идет о таких профессиях как: продавец, парикмахер, строитель, дворник и др. Но профессий очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих профессий. Для более старших воспитанников используются игры-практикумы.

Для вырабатывания модели поведения, необходимой для коллективного труда можно и необходимо использовать: соревнования, бригадный метод, научная лаборатория и др.

Но очень редко используются такие типы занятий как экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в детском доме – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.)

Воспитатели не в достаточной мере используют приёмы активизации трудовой деятельности: задания по картинкам, иллюстрированный материал, аудио, видеотехника, экскурсии, раздаточный материал, коллекции, муляжи овощей, фруктов, посещение мастерских.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:

*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Можно использовать:

*Метод «Парадоксальная инструкция»:     

*Педагогический приём «Ведение дневника добрых дел» (группы)

*Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)

Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Не труд, а праздник

Признание достижений

Попробуй, и ты сможешь!

Система поощрений

Шаг 1:  «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»

Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3:  Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ  связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Трудовое воспитание детей с ОВЗ

Автор: Морозова Наталия Вячеславовна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(48) "formy_i_metody_trudovogo_vospitaniia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536255"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579326630"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(50) "formy_i_metody_trudovogo_vospitaniia_detei_s_ovz_1"
    ["file_id"] => string(6) "656933"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1727438156"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Патриотическое воспитание детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(38) "patrioticheskoe_vospitanie_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "565072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606819141"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) ""Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ""
    ["seo_title"] => string(80) "trudovoe_vospitanie_i_proforientatsiia_obuchaiushchikhsia_s_umstvennoi_otstalost"
    ["file_id"] => string(6) "602122"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1647170679"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) "
    ["seo_title"] => string(168) "rabota-s-roditieliami-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-i-s-roditieliami-zdorovykh-dietiei-klubnoie-zaniatiie-krughlyi-stol-kompietientnostnaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "134744"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416799608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства