kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей предметников по теме "Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектаульными нарушениями)"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ"»

Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ

Выступление на методическом объединении учителей-предметников

Подготовила:

Бушуева Н.А.

Учитель ПТО (сельскохозяйственный труд)


Трудовое воспитание и профориентационная работа - важное средство всестороннего развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучением вопросов трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений были изучены такими дефектологами как: Ю.Н. Щербакова, И.М. Бажнокова, Г.Б. Картушина, В.А. Генкина, В.В. Гладкая.

Большой опыт по социальной и трудовой адаптации детей с различными нарушениями развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.С. Выготский, Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.). Этими авторами изучены: аспект психологических особенностей умственно отсталого ребенка при профессиональном самоопределении и механизмы социальной адаптации.

   Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания и профориентационной работы, которые являются факторами успешной социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В образовательной организации определена цель: формировать у обучающихся основы профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности. Дана цель реализуется посредством решения следующих задач:

       -выработка и совершенствование трудовых навыков;

       - включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и д. р.);

       - воспитание положительного отношения к труду и людям труда;

- воспитания необходимых установок поведения, личностных и нравственных качеств.

В коррекционной школе подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшим направлением работы, решение которого обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе направление профессиональной деятельности с учетом своих способностей, возможностей и потребности общества. Школа нацелена не только на формирование необходимых базовых учебных действий у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Выпускники нашей школы – интерната испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Выпускники не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества. Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в школе-интернате осуществляется с учетом плана по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями (законными представителями) по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

С первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков, воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знании по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду.

Трудовое воспитание производится по следующим направлениям:

- в начальном звене – это навыки самообслуживания, гигиенические навыки, ручной труд;

- в среднем звене – основа социальной жизни, автоматизация навыков самообслуживания, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренное основной образовательной программой. Осуществляется профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью;

- в старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для учащихся профессий. Проводится первичная профессиональная диагностика. В 8-9 классах происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию повара, швеи, портного, штукатура-маляра, садовода, овощевода. Вместе с тем им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Приоритетным направлением, на всех этапах обучения, является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Включение детей в труд осуществляется с учётом психофизических особенностей детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде, как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и самокритичность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Формами трудового обучения и воспитания являются:

 - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

 - групповая  (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

-  коллективная (субботники).

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от учебных, коррекционных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся, состояния моторики, высших психических функций и уровня их трудовой готовности.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Наиболее эффективными формами работы являются:

- уроки труда и уроки профессионально-трудового обучения;

Огромную помощь в профессиональной ориентации обучающихся оказывают педагоги трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

- внеклассн ые занятия и тематические классные часы; беседы о профессиях, встречи с представителями учебных заведений НПО;

- экскурсии в профессиональные училища; встречи с представителями разных профессий; оформление информационного стенда о профессиях;

-анкетирование выпускников школы;

- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий выполненных своими руками;

- трудовые десанты; акции, операции;

- игры-викторины, конкурсы; просмотр видеофильмов о производстве и труде взрослых;

- привлечение родителей (законных представителей) к совместным трудовым акциям; праздникам.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация коллективно-творческого дела позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

     Детские объединения и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в детских объединениях создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе способствуют формированию у обучающихся основ профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности, обеспечивают решение широкого круга задач: формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволят выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

Таким образом, трудовое воспитание и профориентационная работа, способствуют профессиональному самоопределению и успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Профориентационная работа и трудовое воспитание в школе - интернате ведется комплексно всеми специалистами: класснымируководителями, воспитателями, учителями трудового обучения и СБО, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, администрацией школы, медицинским работникам, родителями (законными представителями).

Система работы по трудовому воспитанию и профориентации позволяет:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся в определении «своей» профессии, «своего» жизненного пути;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным доступным видам трудовой деятельности;

- формировать профессиональную направленность обучающихся, общественно значимые и личностные мотивы выбора профессии;

- корректировать личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.

Таким образом, проводимая специалистами школы - интерната работа по трудовому воспитанию и профориентации, способствует профессиональному определению и успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бушуева Наталья Александровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства