"Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ"
"Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ"
Выступление на методическом объединении учителей предметников по теме "Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектаульными нарушениями)"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации детей с ОВЗ"»
Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)как фактор успешной социализации детей с ОВЗ
Выступление на методическом объединении учителей-предметников
Подготовила:
Бушуева Н.А.
Учитель ПТО (сельскохозяйственный труд)
Трудовое воспитание и профориентационная работа - важное средство всестороннего развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучением вопросов трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений были изучены такими дефектологами как: Ю.Н. Щербакова, И.М. Бажнокова, Г.Б. Картушина, В.А. Генкина, В.В. Гладкая.
Большой опыт по социальной и трудовой адаптации детей с различными нарушениями развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.С. Выготский, Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.). Этими авторами изучены: аспект психологических особенностей умственно отсталого ребенка при профессиональном самоопределении и механизмы социальной адаптации.
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания и профориентационной работы, которые являются факторами успешной социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В образовательной организации определена цель: формировать у обучающихся основы профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности. Дана цель реализуется посредством решения следующих задач:
-выработка и совершенствование трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и д. р.);
- воспитание положительного отношения к труду и людям труда;
- воспитания необходимых установок поведения, личностных и нравственных качеств.
В коррекционной школе подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшим направлением работы, решение которого обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе направление профессиональной деятельности с учетом своих способностей, возможностей и потребности общества. Школа нацелена не только на формирование необходимых базовых учебных действий у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Выпускники нашей школы – интерната испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Выпускники не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества. Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в школе-интернате осуществляется с учетом плана по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями (законными представителями) по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
С первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков, воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знании по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду.
Трудовое воспитание производится по следующим направлениям:
- в начальном звене – это навыки самообслуживания, гигиенические навыки, ручной труд;
- в среднем звене – основа социальной жизни, автоматизация навыков самообслуживания, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренное основной образовательной программой. Осуществляется профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью;
- в старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для учащихся профессий. Проводится первичная профессиональная диагностика. В 8-9 классах происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию повара, швеи, портного, штукатура-маляра, садовода, овощевода. Вместе с тем им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.
Приоритетным направлением, на всех этапах обучения, является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.
Включение детей в труд осуществляется с учётом психофизических особенностей детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде, как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и самокритичность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Формами трудового обучения и воспитания являются:
-индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
-групповая(общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- коллективная (субботники).
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от учебных, коррекционных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся, состояния моторики, высших психических функций и уровня их трудовой готовности.
Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.
Наиболее эффективными формами работы являются:
- уроки труда и уроки профессионально-трудового обучения;
Огромную помощь в профессиональной ориентации обучающихся оказывают педагоги трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.
- внеклассн ые занятия и тематические классные часы; беседы о профессиях, встречи с представителями учебных заведений НПО;
- экскурсии в профессиональные училища; встречи с представителями разных профессий; оформление информационного стенда о профессиях;
-анкетирование выпускников школы;
- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий выполненных своими руками;
- трудовые десанты; акции, операции;
- игры-викторины, конкурсы; просмотр видеофильмов о производстве и труде взрослых;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместным трудовым акциям; праздникам.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация коллективно-творческого дела позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
Детские объединения и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в детских объединениях создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.
Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе способствуют формированию у обучающихся основ профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности, обеспечивают решение широкого круга задач: формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволят выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Таким образом, трудовое воспитание и профориентационная работа, способствуют профессиональному самоопределению и успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Профориентационная работа и трудовое воспитание в школе - интернате ведется комплексно всеми специалистами: класснымируководителями, воспитателями, учителями трудового обучения и СБО, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, администрацией школы, медицинским работникам, родителями (законными представителями).
Система работы по трудовому воспитанию и профориентации позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся в определении «своей» профессии, «своего» жизненного пути;
- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным доступным видам трудовой деятельности;
- корректировать личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.
Таким образом, проводимая специалистами школы - интерната работа по трудовому воспитанию и профориентации, способствует профессиональному определению и успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}