самосовершенствование педагога- это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Профессиональное самосовершенствование педагога- это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
• общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
• глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
• фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
• владение методикой обучения и воспитания;
• любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
• творческое отношение к работе;
• знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
• владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
• постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Чем больше педагог отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество. Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации. Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основные направления самосовершенствования педагога: - непрерывное пополнение педагогических знаний; - совершенствование педагогического мастерства; - расширение общего кругозора; - нравственное и физическое совершенствование; - умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования - самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания - самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Приемы опосредованного самопознания: - сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны; - сопоставление себя с другими; - анализ резервов собственной деятельности. Методы и приемы само воздействия: - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоконтроль, самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации, самовнушение. Совершенствование педагогического мастерства. Педагогическое мастерство предполагает:
- способности к педагогической деятельности;
- широкие профессиональные знания;
- культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
- познавательных;
- конструктивных;
- организаторских;
- коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность;
- наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
- способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы - постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии. Необходимое условие успешного самообразования - умение ориентироваться в потоке научной информации Источники такой информации - справочно-библиографические издания Совершенствование конструктивных умений. Конструктивная деятельность учителя включает умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса;
- планировать системы работ и последовательность действий учащихся;
- отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (уроков, воспитательных мероприятий);
- составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
- знание своего предмета и методов его преподавания;
- знание педагогической теории и психологии;
- широкий научный и культурный кругозор;
- педагогическое воображение, способность предвидеть последствия
и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
- ставить цели перед собой и детьми;
- планировать деятельность;
- делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
- создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
- контролировать и оценивать исполнение. Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений с учащимися и их родителями, с коллегами. Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.
Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.